18 октября, пятница
+9°$ 97,15
Прочтений: 3508

Вопрос ученому: где найти искусственный интеллект?

Фото: gidmovie.net, из личного архива Владимира Мельникова

Что общего у терминатора, программы распознавания образов, системы наведения ракет и … калькулятора? Рубрика «Вопрос ученому» продолжается, и наш сегодняшний вопрос звучит так: искусственный интеллект — это миф или реальность? Если вам есть, что спросить у томских ученых, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.

Владимир Мельников, лектор «Прогресс-школы», преподаватель логики и философии, исполнительный директор лаборатории искусственного интеллекта A.G.I. Lab.

— Когда говорят «искусственный интеллект», то скорее всего наш современник представит себе киборга из «Терминатора», человекоподобного робота из рассказов Айзека Азимова, а вдобавок «42» Томаса Лера и «Автостопом по галактике». Хотя, возможно, вспомнятся шахматные программы, системы наведения ракет, компьютерные игры. Меньше шансов на ассоциации у программ распознавания образов, экспертных систем (которые, между прочим, управляют атомными электростанциями!), генетических алгоритмов и нейронных сетей.

Парадоксально, но все это действительно можно назвать искусственным интеллектом. С одной стороны ИИ охватывает все сферы нашей с вами жизни, а с другой — мы со своим-то интеллектом до конца не разобрались, нам не с чем сравнивать.

Мысль о том, что же является основой нашей разумности, волновала людей давно, со времен античности, а может и ранее. Так или иначе, первым человеком, который заговорил о сознании всерьез, решил создать строгую науку, описывающую мыслительные процессы, принято считать Аристотеля — выдающегося древнегреческого философа. Имя, которое он дал науке о разуме, известно каждому из нас — это логика. Аристотель умудрился сделать невероятное: описать всю многогранную реальность ограниченным количеством слов, при помощи которых человек может мыслить все сущее.

Вслед за Аристотелем интеллектом стали считать способность к аналитико-синтетической деятельности. Способность оперировать понятиями без путаницы. Его идеи развиваются до сих пор — не видали бы мы программирования без аристотелевской логики.

Вернемся в наше время. Относительно, конечно — в середину 20 века, во времена появления и популяризации ЭВМ. Итак, люди изобрели механизмы, работающие на основе формальной, математизированной логики, безошибочные и идеально оперирующие понятиями. Но идеально ли? Да, в машину можно поместить бесконечное число слов и предложений, но будет ли она понимать их? И как мы узнаем о том, что она их понимает? Или, быть может, нам это знание и не нужно — ведь мы не читаем мысли других и не можем быть уверены в том, что они разумны.

Так рассудил и британский математик Алан Тьюринг, предложив свой знаменитый тест (с крайне извращенной формой которого мы имеем дело каждый день, вбивая буквы и цифры «Капчи» — проверки на то, что вы «не робот»). В тесте Тьюринга машина «сидит в чате», где есть и другие пользователи — люди. И машина должна убедительно разговаривать на естественном человеческом языке, чтобы другие люди приняли ее за своего. Казалось бы, нет ничего проще: вбиваем в машину все возможные варианты ответов… а воз и ныне там.

Из этого теста выводится и простая формулировка: разумной будет признаваться та система, что выполняет конкретные задачи так же или лучше, чем человек. Ну, вы в курсе, шахматные программы уже обыгрывают именитых гроссмейстеров. Экспертные системы, учатся ставить диагнозы пациентам. Все они успешно выполняют свою задачу, и, согласно этому критерию, разумными будут являться вне зависимости от того, что происходит внутри. Калькулятор, кстати, тоже разумен — он идеально, лучше и быстрее человека складывает большие числа, следуя одной только логике. Все это — сознание Аристотелевского типа, так называемый «слабый искусственный интеллект».

Самый известный контраргумент Тьюрингу был предложен Джоном Серлом и называется «Китайская комната». Он очень прост: представьте, что вы сидите в комнате, и у вас бесконечная память. Вам постепенно приносят дощечки с иероглифами китайского языка, которого вы не знаете совершенно. Вам приносят их бесконечно — и показывают, на какие иероглифы какими следует отвечать. Так, постепенно, вы в совершенстве овладеете китайским языком, по-прежнему не понимая ни слова. Аналогия ясна? Совершенно верно, вы — компьютер, успешно проходящий тест Тьюринга. Знаете язык, но не понимаете его. И эта позиция получила название «сильного ИИ»: интеллектуальна лишь та машина, которая мыслит в подлинном смысле этого слова. Как это определить? Вопрос пока открыт… А бои двух позиций продолжаются.

Как это часто бывает, показательные результаты заметны именно на прикладной стороне — у «слабых» ИИ-шников. Нужно сделать так, чтобы программа могла распознавать буквы? Пожалуйста, abbyy finereader. Хотите поговорить с ботом и не понять, что он — машина? Для этого регулярно проводится «Премия Лебнера», где чат-программы соревнуются в прохождении теста Тьюринга. Некоторые из них очень близки к совершенству. А ведь есть еще, например, роботы, имитирующие (с поразительной достоверностью) передвижения животных — там для одного только удержания равновесия гигабайты интеллектуальных алгоритмов написаны. И так — везде.

Фотоаппараты, распознающие лица, поисковые системы, персонажи компьютерных игр и сами виртуальные миры, отдельные элементы социальных сетей — все эти вещи, столь плотно вошедшие в нашу жизнь сегодня, могут считаться отдельными воплощениями различных теорий ИИ. По сути, являть собой самый настоящий искусственный интеллект. Техническая повседневность недалекого будущего — экзоскелеты и протезы, дополненная реальность, «анимальные» роботы — их тоже можно считать интеллектуальными. Все это вопрос терминологии.

Пока же понятно одно: каждая новая «машина» приближает нас к созданию единого целого, поразительно напоминающего нас самих.

PS: почитать про искусственный интеллект можно на сайтах 2045.ru и www.polit.ru.