23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 4528

Январь... Мечты сбываются?

Владимир Путин и Виктор Кресс
Фото: tomsk.gov.ru

Новый год начался для томичей вполне оптимистично. После первых двух недель затишья народ всколыхнули давно ожидаемые перемены. В очередной раз, но теперь вполне серьезно, речь зашла о смене губернатора. Визит премьера и обещанные ему кадровые перестановки в «Томи» также намекают на то, что февраль станет самым «жарким» месяцем нынешней зимы.

Разговоры о грядущей отставке губернатора последние лет десять заходят так часто, что их надоело комментировать даже самому Виктору Крессу. Потому очередные поползшие по городу слухи сначала всерьез никто не воспринял. Тем более что от имени ведущих томских единороссов прозвучало: неплохо бы оставить у руля Виктора Мельхиоровича, а потому следует «выдвинуть и рекомендовать».

Однако спустя неделю об этом предложении как-то позабыли. В Томск приехал Путин. И вопреки ожиданиям чиновников ничего не сказал в поддержку действующего главы региона. Последний же день месяца стал почти сенсационным: верхушка партии власти вместе с представителем Кремля обсуждала будущее Томской области. И в число тех, кому могут доверить ей управлять на ближайшие годы, Кресса не оказалось.

Примечательно, что в официальном сообщении об этом, размещенном на сайте «ЕР», особо подчеркивался срок правления действующего главы региона — 20 лет, а заявление об отсутствии в списке его кандидатуры было выделено.

Сам «список трех» от томичей упорно скрывают. Названные от имени неких источников две кандидатуры оптимизма нашим гражданам не внушили. Как, впрочем, и остальные претенденты на этот пост, которые всплывали на протяжении последних лет.

Визит премьера, конечно, стал самым значимым событием января. Во-первых, он пообещал решить главную проблему томичей под названием ФК «Томь». Правда, исключительно на тех условиях, из-за невыполнения которых спонсоры и разбежались, — прозрачность всего бюджета. Руководство клуба немедленно заверило: за ваши деньги — любой каприз. По словам гендиректора клуба Степанова, вроде никто никогда и не отказывался отчитаться за использованные средства. Рулевой томского футбола, видимо, позабыл, как отфутболивал всех любопытных, задававших неудобные вопросы по поводу скандальных откатов за Погребняка.

То ли смешно, то ли грустно выглядит заявление губернатора об очередном вливании средств в «Томь». Во время визита премьера вопрос так не ставился: кто ж рискнет раскидываться бюджетными средствами, когда мы их регулярно просим — то на развязку, то на левобережку, то на новый мост. Но стоило «первому лицу государства» покинуть Томск, как футболистам пообещали очередную порцию госгарантий. Как бонус к тем спонсорским, которые гарантировал Путин.

Из других значимых событий января, пожалуй, стоит отметить лишь продолжение процесса над кришнаитами и их «священным писанием». Благополучно завершившийся в самом конце прошлого года скандал вспыхнул вновь. Как оказалось, в рядах прокурорских работников немало фанатиков РПЦ, которые не могли смириться с решением суда, не увидевшим экстремизма в древнеиндийском трактате.

Хотя то, что инициатор процесса — этакий «серый кардинал» Томской епархии Максим Степаненко — не успокоится, было понятно сразу. Копии судебного решения еще не были получены участниками процесса, а миссионер епархии уже разместил на своем сайте очередную разгромную статью, в которой заявил, что раз кришнаиты в минувшем году не стали переиздавать книгу, то это «еще одно свидетельство того, что их гуру реально понимает, что злословия и оскорбления инаковерующих в «Бхагавад-гита как она есть» достаточно для ее запрета». Кроме того, по утверждению Максима Степаненко, в последние месяцы в Томске «массово на улицы были выпущены рядовые кришнаиты, чтобы всучивать любому попавшемуся свои книги».

Масла в огонь подлили и мусульманские религиозные организации. В середине января федеральные и региональные СМИ распространили фрагменты заявления муфтия Мухаммедгали Хузина, в которых он призвал российские власти поступить аналогично томичам и начать гонения на иноверцев. Правда, вскоре выяснилось, что деятельность муфтия очень напоминает деятельность Максима Степаненко: он вроде озвучивает позицию своей церкви, но последняя при этом официально его не поддерживает.

Искать в действиях миссионера и муфтия нарушения закона, которые, по-сути, налицо, и привлекать их к ответственности за разжигание межрелигиозной розни правоохранительные органы не считают нужным. А вот опротестовать решение суда прокуроры сочли возможным. В конце января прокуратура Томска направила в суд кассационное представление на решение о признании книги «Бхагавад-гита как она есть» неэкстремистской.

Одновременно с представлением прокурор подал заявление о восстановлении пропущенного по уважительным причинам процессуального срока на обжалование решения суда. Что стало уважительной причиной, не сообщается, однако не исключено, что органы просто ждали «добро» от епархии. Ведь зависимость между действиями силовиков, среди которых оказывается все больше православных фанатиков, и РПЦ уже давно налицо.