23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 15400

«Третий глаз» ГИБДД (фото)

Фото: vtomske.ru

«Вам куда именно?», — спросил таксист, подъезжая к пересечению улицы Балтийской и переулка Нижнего. «Да вот где-то здесь должен видеофиксатор стоять, и машина ГИБДД рядом», — пояснила я. «А зачем вам туда?», — продолжил после паузы водитель. «Статью про них писать буду». «Плохую?», — продолжил разговор таксист. Может и ошибаюсь, но послышались в его вопросе отголоски радостной надежды. «Познавательную. А что в них плохого?», — задала я встречный вопрос и услышала меланхолическое: «А что хорошего?».

Сразу отмечу: на беседу про видеофиксаторы я напросилась сама после того, как начиталась пресс-релизов, насмотрелась телепередач про данное новшество и обнаружила в почтовом ящике уведомление на имя бывшего хозяина нашей квартиры. Оно свидетельствовало, что он тогда-то там-то на столько-то превысил скорость и теперь должен заплатить штраф. К письму прилагалось фото автомобиля, сделанное именно этим самым видеофиксатором.

«Хочу узнать, как это работает», — почему-то взбрело в голову мне, «безмашинной» и несведущей в подобных делах. Я даже полагала, что приехать встречать меня рядом с видеофиксатором сотрудники ГИБДД собираются специально.

Оказалось, нет. Как в первые же минуты знакомства пояснил мне инспектор отдела по пропаганде областного управления ГИБДД Дмитрий Филимонов, неподалеку от видеофиксаторов всегда находится инспектор с ноутбуком. Во-первых, потому что с фиксатора по Wi-Fi поступает сигнал на компьютер, и расстояние между ними не должно превышать полутора километров. Во-вторых, потому что казенное имущество просто так на улице не оставишь, за ним глаз да глаз нужен. Тем более за таким, как фиксатор нарушений ПДД — несмотря на его влагозащитный и ударопрочный корпус.

— Его надо охранять. Водители у нас знаете, какие... Могут и преднамеренно что-то сделать с видеофиксатором.

— Неужели бывало подобное? — поразилась я.

— Нет, не слышал. Но все равно надо бдительно его оберегать, — ответил мой собеседник и начал зачитывать технические характеристики «Арены» — так правильно называется данное устройство.

Итак, ликбез. На контролируемом участке дороги «Арена» измеряет скорость каждого автомобиля. Выбирает те, которые превысили установленный правилами порог скорости, и фотографирует машины нарушителей. При этом фокусируется камера не на лицах водителей — их вообще не видно на фотографиях, а на госномере. Затем «Арена» обрабатывает снимки и отправляет их на внешний компьютер.

«Видит» «Арена» в диапазоне восьми метров в ширину и десяти метров, если смотреть поперек дорожного полотна. При этом в поле ее «зрения» попадают автомобили на всех полосах — как приближающиеся, так и удаляющиеся. Не спасет от «всевидящего ока» и темнота, разве что фотографии получатся черно-белыми. Но номер на снимке не станет от этого менее четким.

Располагаются видеофиксаторы, как правило, на опасных участках: Богашевском тракте, проспекте Комсомольском, на уже упомянутой улице Балтийской. 2011 год показал, что там особенно часто происходят ДТП со смертельным исходом: дорога хорошая, вот и «летят» любители быстрой езды… Хотя, как правило, перед видеофиксаторами установлены предупредительные аншлаги. Например, на улице Балтийской я насчитала таких три штуки.

— Наша главная задача — не наказать водителя, а предупредить нарушение. Ведь у нас основная причина ДТП — это именно несоблюдение скоростного режима. Но вот, допустим, сел человек за руль рано утром. Он еще не выспался окончательно, не сконцентрировался. На работу торопится, за спидометром не следит. А тут бросается в глаза предупредительный аншлаг, и водитель думает: ой, точно, надо скорость снизить! А потом, может, уже и автоматически на данных участках дороги будет меньше жать на газ, — размышлял Дмитрий Филимонов, отвозя меня в областное управление ГИБДД для дальнейшей беседы.

— А сколько нарушений зафиксировано вот этим прибором на Балтийской за сегодняшний день? — задала я очередной вопрос.

— 60, — ответил Филимонов. — Это с девяти часов утра, а сейчас на часах доходит три. Думаете, все эти люди не видели знаков, что там может вестись видео- и фотонаблюдение?

Кстати, сравнить, стало ли меньше нарушений скорости с появлением «Арены», невозможно.

— Представляете, сколько времени потребовалось бы инспектору, чтобы заполнить 60 протоколов о превышении скорости? Да он попросту не успел бы отследить столько нарушителей! — резюмировал мой собеседник, и рассказ об «Арене» продолжила начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений областного УМВД Лилия Коврижных.

— На Балтийской водители еще более-менее дисциплинированные, — отметила она. — По крайней мере, многие привыкли к тому, что в последнее время там стоит «чемоданчик» с камерой. Но не надо забывать, что место дислокации «Арены» мы иногда меняем. И вообще, обязанность извещать об установленных видеофиксаторах не прописана ни в одном нормативном акте. Очень многие водители говорят: «а вот я там ехал, и никакого щита с предупреждением не было». Я на это отвечаю, что мы и не обязаны каждый день сидеть и напоминать вам: не нарушайте!

Система видеофиксации в нашем регионе работает с лета 2008 года. Сейчас в наличии у ГИБДД 26 «Арен» — по одной в каждом районе, остальные в Томске. Вся информация с этих устройств стекается в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. Там стоит компьютер со специальной программой, занимающейся обработкой фото- и видеоматериалов. Правда, не обходится и без «ручной» работы: три оператора просматривают снимки на предмет их четкости. Ведь если какая буква или цифра окажутся недостаточно читабельными, водитель может и сам в суд подать. Затем начинается процесс идентификации собственника транспортного средства. На этом этапе все снова «доведено до автоматизма».

— Программа делает запросы в базу транспорта и формирует постановление. Мы только просматриваем его, уже готовое, — пояснил мне замначальника центра Антон Суслов и показал стопку уже распечатанных постановлений за 23 января.

— Внушительно, — начала я фотографировать документы и услышала: «Да вы бы немного пораньше приехали, у нас здесь столько их было»…

Между прочим, с начала этого года в областном ГИБДД появилась новая база данных. В ней — сведения обо всех автомобилях, зарегистрированных на территории страны. Так что, будь ты проездом хоть из Новосибирска, хоть из Владивостока, «письмо счастья» за превышение скорости все равно тебя догонит…

«Вот бы еще для пешеходов какую-нибудь «Арену» придумали», — ворчала я спустя полчаса, шагая от управления ГИБДД к автобусной остановке. Например, перешел дорогу на запрещающий сигнал светофора или в неположенном месте — вот вам фотоснимочек и квитанция на уплату штрафа: получите-распишитесь. А то по моим личным наблюдениям среди пеших граждан нарушителей едва ли не больше, чем среди автовладельцев. Только подумала, и тут же, лавируя между машинами, оживленный Иркутский тракт перебежал молодой человек. До переходов — обычного и подземного — было метров по сто. Не сбили молодого человека. Ну и слава Богу. На сей раз.