Большие перемены для маленьких школьников
В этом году, готовясь к 1 сентября, составители учебных планов столкнулись сразу с двумя нововведениями. Во-первых, Роспотребнадзор перестал контролировать школьное расписание на этапе его разработки. Во-вторых, в стране начали действовать новые ФГОСы. Эта аббревиатура расшифровывается как федеральные государственные образовательные стандарты, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. А спустя пару месяцев некоторые родители стали задаваться вопросом: а не многовато ли уроков в расписании у их чад?
Собственно, когда моя знакомая — мама первоклассника — посетовала в разговоре, что у ее сына со второй четверти почти каждый день идет дополнительный пятый урок, я подумала, что это проблема одной конкретно взятой школы, которая особо никого не волнует. Но Яндекс все знает: уже на два слова запроса в поисковой строке — «сколько уроков...» — система услужливо продолжила за меня: «... должно быть в первом классе». К тому же, в процессе чтения томских форумов выяснилось, что и пять уроков — не предел для первоклашек, есть школы, где их количество доходит до шести занятий ежедневно. Правда, перед последними двумя уроками стоит большой перерыв.
Чтобы узнать, насколько это допустимо, я позвонила замначальнику отдела по надзору за условиями воспитания и обучения областного Роспотребнадзора Валентине Кашириной. СанПиНы, соблюдение которых она контролирует, регламентируют и месторасположение школы, и требования к ее системе водоснабжения, и организацию медицинского обслуживания, и режим образовательного процесса. Этому посвящена вся десятая глава нового нормативного акта, который начал действовать также с 1 сентября.
— Там очень четко расписано, что часы, отведенные на освоение обучающимися учебного плана школы, состоят из обязательной части и части, которую формирует само учреждение. Так вот, в совокупности и обязательные часы, и те, которые добавляет учреждение, не должны превышать величину недельной нагрузки. А она для всех общеобразовательных учреждений — и с углубленным изучением отдельных предметов: лицеев, гимназий, и для обычных школ — одинакова, — начала разъяснение Валентина Каширина.
Итак, первые классы должны заниматься в режиме пятидневки с количеством урочных часов не более 21-го в неделю. Вторые и четвертые классы могут заниматься уже и по шестидневке, и по пятидневке. Количество уроков в этом случае составит 26 часов и 23 часа в неделю соответственно.
— Если провести простейшее арифметическое действие, то получается, что для обучающихся первых классов нагрузка не должна превышать четырех уроков в день. При этом раз в неделю разрешен пятый урок, но исключительно за счет урока физкультуры. Это такое нововведение с 2010 года, когда вместо двух уроков физкультуры в неделю ввели три. За счет этого добавляется один час, — подытожила Валентина Каширина.
Что касается вторых-четвертых классов, их ученики должны заниматься не более пяти уроков в день, раз в неделю допустимо шесть — за счет все той же дополнительной «физры». У пяти-шестиклассников СанПиНами разрешены не более шести уроков ежедневно, у седьмых-одиннадцатых классов — не более семи. При этом между последним уроком и началом факультативных занятий, если они есть, должно пройти не менее 45-ти минут.
— В этом году впервые за много-много лет мы расписание не согласовывали, так как это не предусмотрено новыми СанПиНами, — рассказала представитель томского Роспотребнадзора. — Сейчас за это всю ответственность несут руководители общеобразовательных учреждений. А проверять, как соблюдаются нормы, мы планируем во время плановых и внеплановых визитов в школы. В том числе они возможны, если родители обратятся к нам с жалобами на слишком большую нагрузку у детей.
Впрочем, как выяснилось, часто мамы и папы сами выступают с инициативой побольше «нагрузить» своих отпрысков дополнительными занятиями. Об этом мне рассказал директор школы №4 Владимир Зятнин. В своем учреждении он, кстати, запретил платные образовательные услуги для первоклашек.
— А родители просят: «Дайте нам уроки информатики с первого класса, уроки иностранного языка... Вот вам денежки, только дайте». Я говорю: вы что делаете-то, а? Отвяжитесь, читать-писать-считать научите ребенка, и хватит, — поясняет Зятнин.
Проблема перегрузки детей, особенно в начальной школе, по его словам существовала всегда, но сейчас особенно обострилась.
— Мы с одной стороны ограничены жесткими рамками СанПиНов. С другой стороны, чтобы выполнить современные образовательные программы — «Школа-2000», «Школа-2100», не хватает часов, определенных санпинами, нужны дополнительные. Кроме того, учителя младших классов передали часть своих часов предметникам, следовательно — потеряли часы, которые должны отрабатывать по ставке. Руководство школ добавляет им часы, педагоги готовы работать, но это опять же приводит к дополнительной нагрузке для детей.
Что делать в условиях этих противоречий, когда во ФГОСах говорится одно, в СанПиНах — другое, руководители школ не знают. Больше всего проблем добавила внеурочная деятельность — одно из требований новых образовательных стандартов. Вспомните себя ребенком: наверняка, помимо школы, вы посещали какие-то секции, кружки, музыкальную или художественную школу. Правда, вопрос нужно ли ребенку такое дополнительное образование решался на уровне семьи. Теперь отказаться от него так просто не получится.
— По ФГОСу учебный план для первоклассников составляет не 21 час, как в СанПиНах, а 30 часов. Десять из них — та самая внеурочная деятельность. Дело полезное, но все равно идет перегрузка, — сетует Владимир Зятнин. — Когда я учился в начальной школе, уроки велись шесть дней в неделю. Ежедневно у нас были математика, русский язык и чтение. В общей сложности — 18 часов в неделю. А сейчас у меня в начальной школе на эти три предмета заложено не 18 часов, а всего девять. Потому что ввели шахматы, основы религиозной культуры, одно, другое, третье... И школа, как всегда, «крутится».
При этом не ходить на дополнительные уроки можно только в том случае, если есть справка, свидетельствующая: ребенок посещает другие учреждения дополнительного образования.
— Мы в итоге так договорились с родителями: приносите мне подтверждение, что ваш ребенок ходит на плавание, или в художественную школу, или в музыкальную, то есть охвачен внеурочной деятельностью, тогда я от вас отстану. А если он у вас никуда не ходит, это плохо, недопустимо. Так государство сказало, — подытожил директор школы.