27 ноября, среда
-6°$ 105,06
Прочтений: 2942

Когда съезжает крыша... (фото)

Фото: vtomske.ru

Деревянные дома с их выдающейся и не очень архитектурой, коих в Томск и по сей день сохранилось довольно много, превратились из одной из главных «визитных карточек» города в одну из главных его проблем. «Деревяшки» регулярно выжигают, жители вековых зданий утопают в «переписке» с властями по поводу присвоения различных «памятных» статусов. Одни успешно, другие — не очень. Увы, есть большая вероятность того, что если старинный дом не обладает особой исторической ценностью (или не находится на маршруте следования чиновников к рабочим местам), его жильцы вполне могут остаться с бедами своего ветхого жилья один на один.

Именно такая ситуация произошла недавно с жителями деревянного дома 1847 года постройки по адресу Никитина, 37/1. Здесь в совершенно обыденном порядке взял да и рухнул потолок одной из квартир. К счастью, на этот раз обошлось без жертв.

— Все четыре квартиры дома занимают мои родственники: одну — моя семья, другую — бабушка с дедом, в двух проживают дядьки, — рассказывает один из жильцов, Руслан. — 5 ноября, в 11:00 прогнившие перекрытия не выдержали, и потолок в буквальном смысле сложился в квартиру одного из них. По счастливой случайности никто не пострадал. Сразу после обрушения мы позвонили туда, куда сочли важнейшим — в МЧС. Спасатели прибыли на место оперативно, но их компетенция предполагала лишь оценку обстановки и фиксацию факта происшествия в соответствующих документах. Позже на место подоспел и представитель управляющей компании «Жилуслуги». Его компетенция ограничилась констатацией очевидного: «Ремонт здесь действительно необходим».

Нанимателю пострадавшей квартиры коммунальщик посоветовал пожить «до выяснения и устранения» у родителей: «Вы же все — родственники, должны друг другу помогать».

Далее в дом на Никитина, 37/1, нанесли визит сотрудники администрации, которые, по словам жильцов, благодушно рекомендовали сделать ремонт за свой счет или озаботиться покупкой нового жилья. Но ведь дом находится в муниципальной собственности.

С момента обрушения прошло без малого три недели — коммунально-административный воз и ныне там. Не рассчитывая на помощь администрации, жители злополучной «деревяшки» подлатали «зону ЧП» своими силами — натянули пленку, чтобы с похолоданием не перемерзли трубы центрального отопления. Но разве это решение, когда в потолке зияет дыра? Комната, в которой произошло обрушение, сегодня, уверяют жильцы, едва прогревается до пяти градусов тепла — для проживания помещение непригодно.

Многочисленные письма пострадавших в администрацию, надо сказать, принесли результат. Он традиционно заключался в обещаниях создать в кратчайшие сроки комиссию по оценке масштабов работ и уровня опасности для людей. Лишь после этого, возможно, будет сформирована бригада рабочих, которой предстоит отремонтировать дом.

— Странно, что здание, которому более 150 лет, до сих пор не признано аварийным. Мало того, если в девяностые годы процент износа дома по официальным бумагам составлял 81 процент, то в новом столетии наше жилье удивительным образом «помолодело»: по последним данным строение изношено на 76 %, — возмущаются жильцы.

Заместитель главы администрации Советского района по жилищно-коммунальному хозяйству Елена Васильева имеет свое мнение по данному вопросу.

— В доме на Никитина, 37/1, в пострадавшей квартире ремонт не делали уже лет 30, а ведь это — обязанность нанимателей. Сейчас готовы уже все документы, ожидается решение комиссии по чрезвычайным ситуациям. На ремонт данной квартиры планируется выделить 130 тысяч рублей из городского бюджета — нужно заменить балку перекрытия и прошивку потолка. Остальной ремонт наниматель должен провести за свой счет. Когда начнутся работы, сказать не могу — ждем решение КЧС.

А сколько подобных «мелких» ЧП, остающихся без внимания, происходит в целом по городу? С этим вопросом я обращалась во все районные администрации. Но специалисты жилищно-коммунальных отделов, как один, повторяли, что отдельная статистика по обрушениям в городе не ведется. Как нет и какого-то специального механизма по сбору, систематизации данных о таких авариях и координации действий пострадавших горожан.

По словам начальника отдела ЖКХ администрации Октябрьского района. Андрея Дутова, в Томске для работы с проблемным ветхим жильем уже третий год действует городская целевая программа. «Программа сто», как называют ее чиновники между собой. Каждый год из горбюджета выделяется 100 миллионов рублей — по 25 на каждый район.

— Потребность в этих средствах очень велика, — говорит чиновник. — В городе высок процент ветхого жилья. В основном, ремонта требуют четырех- и восьмиквартирные деревянные дома, построенные в середине прошлого века.

Испытывающие дефицит в средствах, коммунальщики сегодня могут лишь дать несколько советов жильцам потенциально аварийных деревянных домов. Но советы эти ограничиваются очевидным: необходимо содержать жилье в порядке согласно договору социального найма, в соответствии с санитарными и противопожарными нормам, не забывая при этом, что текущий ремонт жилья положено проводить за свой счет.

Если же неприятности, подобные произошедшим в доме на ул. Никитина, случились-таки, пострадавшим рекомендуется незамедлительно обратиться в администрацию района и в управляющую компанию и в городскую аварийно-диспетчерскую службу. После этого заработает описанный выше алгоритм: визуальное обследование-решение о ремонте или расселении-составление районной администрацией сметной ведомости-решение комиссии по ЧС-ликвидация последствий.

Вся эта процедура, заявляют специалисты, может занимать до двух недель. Это на словах. А на деле жильцы конкретного дома с рухнувшим потолком одного лишь решения комиссии ждут едва ли не месяц — до стадии ремонта, похоже, еще далеко.

Что касается заключения об аварийности, то его жильцы, конечно, могут сделать и самостоятельно, обратившись в организацию, имеющую лицензии на обследование несущих конструкций. По результатам такого обследования можно обратиться в межведомственную комиссию с требованием признать дом либо аварийным, либо подлежащим капитальному ремонту. В этом случае пострадавшим даже предоставят временное жилье из маневренного фонда. Только многие ли из нас согласятся поменять «плохое, но свое» на плохое и чужое?

Обитателям дома на Никитина 37/1 сегодня остается лишь ждать решения комиссии и начала ремонтных работ. «Поехавшая крыша» их дома словно предупреждает: отправляясь спать, не забывайте о том, что процесс обрушения непредсказуем и вполне может накрыть рухнувшим потолком и остальную полуторавековую жилплощадь. Независимо от решения чиновников.