30 октября, среда
+1°$ 97,33
Прочтений: 4780

Почему синоптики ошибаются (фото)

Фото: vtomske.ru

Все знают поговорку: зонт возьмешь — дождя не будет. Кто из нас хоть раз в жизни не проклинал синоптиков, на чем свет стоит? Наденешь все самое лучшее — обязательно попадешь в грозу. А когда летом фермеры-огородники ждут обещанных осадков, в небе беспощадно палит солнце. Можно ли верить прогнозам погоды, и почему синоптики ошибаются, нам рассказали сотрудники Томской метеостанции.

Признаться, я всегда думала, что метеостанция — это большое здание с кучей современного оборудования, доброй сотней сотрудников, которые в режиме нон-стоп собирают сводки из небесной канцелярии. Томская метеостанция оказалась небольшим деревянным домиком на площади Южной, а наблюдательная площадка метеорологов — поляной с белоснежными установками для снятия показаний. Две психометрические будки, в которых находятся термограф и гигрограф, напочвенные и глубинно-натяжные термометры, снегомерные рейки для измерения уровня высоты снега, осадкомер, плювиограф и ветроизмерительные приборы — вот все, чем пользуются метеорологи. Именно они предоставляют сведения о текущей погоде, которые в дальнейшем используются синоптиками. Работают на метеостанции только профессионалы, люди со специальным образованием, в Томске это, как правило, выпускники ГГФ ТГУ.

— Томская метеостанция входит во всемирную гидрометеосеть, — рассказывает начальник станции Валентина Сорокина — наши наблюдения используются во всем мире. Мы снимаем показания с приборов восемь раз в течение суток, каждые три часа. Замеряется срочная температура воздуха, минимальная и максимальная за три часа, относительная влажность воздуха, отмечается облачность, все погодные явления, измеряется направление и скорость ветра, атмосферное давление. А потом данные вносятся в компьютер, и на их основании составляется прогноз погоды.

Максимум — суточный прогноз, только такой может быть стопроцентно достоверным. Прогнозы месячные или на предстоящий сезон метеорологи составлять не берутся, поскольку вероятность ошибки слишком велика: в таких прогнозах нужно учитывать динамику изменений погодных условий на территориях целых континентов, начиная от Атлантики, отслеживать особенности формирования циклонов. Если один циклон распадется, или наоборот, сформируется, предыдущие данные прогноза не оправдаются. В таком случае возникает вопрос: откуда же берутся долгосрочные прогнозы погоды, которыми изобилует Интернет?

— Такие прогнозы составляются на основании данных спутника, — говорит Валентина Петровна, — над ними работает специальная программа. К сожалению, и у них велика вероятность погрешности, поэтому часто обещанные жара или осадки где-нибудь теряются.

Между тем, народ особенно в нюансах прогнозирования не разбирается, а потому во всех превратностях погоды винит синоптиков и метеорологов.

— Бывает, что люди недовольны и суточными прогнозами, — отмечает Татьяна Протазанова, техник-метеоролог станции, — вроде обещали одну температуру, а на улице совсем другая. Читая прогноз, нужно помнить, что он составлен с учетом «допуска» плюс-минус двух градусов, Причем на ночную температуру указывается минимальная, а на дневную — максимальная. Кроме того, нужно учитывать, что если мы обещаем осадки местами, не ждите ливней, грозы и снегопадов. Скорее всего, осадки будут незначительными и не во всем городе. Кто-то на них даже внимания не обратит.

Далее мы вместе со специалистами отправляемся на наблюдательную площадку, которая находится поодаль от основного сооружения станции, практически в лесу. В любую погоду наблюдатели обязаны посещать площадку каждые три часа и снимать показания приборов. Любопытно, что на станции работают только женщины, которые уже давно не переживают за не самые комфортные условия своего труда. Сотрудницы станции признаются, что иногда им все же приходится сталкиваться с бродячими собаками или нетрезвыми прохожими. Но случаи эти редки, и интерес к работе из-за таких мелочей пропасть не может.

По дороге, к слову, не наблюдаю никаких осветительных приборов.

— Да, фонарей тут нет, — говорит Татьяна Капитоновна. — Мы не обращаем на это внимания. Зимой по снегу вообще светло, вот летом в непогоду бывает темень, хоть глаз коли.

Весь процесс сбора данных занимает порядка 20 минут: Татьяна ловко перебирается от одного прибора к другому, достает термометры из земли и специальных будок, быстро записывает данные, чтобы показания не успели измениться на свежем воздухе, и мы отправляемся обратно в домик.

Пока Татьяна вносит данные в компьютер, откуда они отправятся в Новосибирск и далее, по всем инстанциям, мне не дает покоя вопрос: откуда все-таки берутся данные о том, каким будет предстоящий месяц?

— На месяц мы можем сказать приблизительную общую погоду по декадам, — говорит Валентина Петровна. — На ноябрь, например, обещали на первую декаду минус 4-6 днем, на вторую-третью примерно минус 6-8 днем и до 15-17 ночью. Пока так и есть. Единственное, что удивило в этом ноябре — все выпавшие в начале месяца осадки растаяли, что необычно. Но в остальном ноябрь вполне типичный.

Впрочем, специалисты весьма лояльно относятся к предсказаниям фенологов — по их словам, народные приметы не лишены смысла, ведь в свое время все наблюдения за погодой начались с них:

— Раньше заинтересованный человек отслеживал, сколько было солнечных дней летом, в какие дни и сколько выпало осадков, а потом сравнивал с зимой, — рассказывает собеседница. — Так собиралась статистика, устанавливалась среднегодовая температура. Так что такие наблюдения не лишены смысла.

Свои же наблюдения по погодным условиям, паводковым ситуациям и другим ЧС томская метеостанция передает в МЧС, городской департамент природных ресурсов, Санэпидемстанцию и другие службы обеспечения жизнедеятельности.

Прогноза на предстоящую зиму от специалистов я, увы, так и не получила, а потому могу посоветовать одно — будьте бдительны. Ведь метеоданные, увиденные вами на сомнительных сайтах в Интернете, вполне могут оказаться полной чепухой.