Ничей приют для ничьих животных
Вопрос о реализации в Томске программы по отлову и содержанию безнадзорных животных, похоже, зашел в тупик. Прокуратура установила, что их отловом и содержанием должна заниматься область. Городская администрация передала все материалы в «белый» дом — и дело зависло. А проблема, тем временем, никуда не делась: с одной стороны, жаль оказавшихся на улице кошек и собак, с другой — горожанам уже страшно ходить по улицам, ведь стаи собак беспрепятственно шныряют даже по центру города.
На сегодня возможны два варианта развития событий. Первый — город строит приют и в тандеме с областью решает проблему безнадзорных животных. На это, по словам начальника департамента городского хозяйства Вячеслава Черноуса, нужно порядка 70 миллионов рублей — это только на строительство, точнее, на ремонт. Территория уже есть — со зданием, клетками, местом для фельдшерского пункта и площадкой для выгула животных. Находится она в Новомихайловке (не нынешний приют, а заброшенная территория). Денег на восстановление здания у города нет, когда появятся и появятся ли вообще — неизвестно.
В управление ветеринарии администрации Томской области, которое, по идее, и должно бы заняться реализацией программы, пояснили, что к их компетенции относится только проверка условий содержания животных. Другими словами: пока стаи бездомных собак свободно бегают по городу, никого не волнует, есть ли у них прививка от бешенства. Но если приют все-таки откроют, то именно управление будет проверять наличие прививок, проведение противопаразитных мероприятий, а также условия содержания животных.
Второй путь — отдать этот вопрос «на откуп» частникам. Здесь сложилась редкая для России ситуация: люди не просто критикуют действия властей, но готовы взять на себя выполнение ее обязанностей. Городской благотворительный фонд «Добрые руки» предложил программу уменьшения численности бездомных животных за счет создания на базе приюта учебного центра. Там студенты кафедры ветеринарии сельскохозяйственного института будут проводить стерилизацию животных с последующей их передачей населению. Однако реакции на эту программу зоозащитники никак не могут добиться ни у мэра Николая Николайчука, ни у спикера городской думы Сергея Ильиных, ни у начальника департамента городского хозяйства Вячеслава Черноуса.
— Зоозащитники хотят денег, а денег у нас нет, — комментирует ситуацию Вячеслав Черноус. — Я не знаю, как будет развиваться ситуация. Будут деньги — будет разговор. Допустим, мы построим вот этот пункт передержки, будут к нам привозить животных, зоозащитники говорят, что они готовы этим заниматься. Но на каком основании я их размещу в том помещении, которое мы построим? Нужен конкурс, а они между собой не могут разобраться, кто будет отвечать. Второй вопрос: кто будет ловить? Если зоозащитники готовы ловить, то мы не имеем права давать им деньги — это должна делать область.
Пока областные и городские чиновники решают, кто же должен заниматься проблемой безнадзорных животных, из областного бюджета мунициапальное «Спецавтохозяйство» получает немалые деньги на умерщвление животных. Руководитель фонда «Добрые руки» Вера Зыкова приводит цифры: стерилизация животного в среднем составляет 25 рублей, а отстрел — 553 рубля.
«Для реализации нашей программы необходимо, по предварительным расчетам, около 150 тысяч рублей бюджетных средств (стерилизация животных всего города)», — написала в официальном обращении к Николайчуку и Крессу Вера Зыкова. «Для сравнения: УМП «САХ» для реализации своей абсолютно неэффективной программы требуется 38 миллионов бюджетных средств».
Вопрос о разработке программы по содержанию, стерилизации и контролю за количеством безнадзорных животных сейчас волнует многих томичей. Даже на встрече губернатора с сотрудниками ТГУ, посвященной совсем другим событиям, был задан вопрос о судьбе безнадзорных животных. Сотрудники университета высказались против варварского отлова и убийств, пожелали, чтобы Томск стал одним из тех городов России, где люди не отводят стыдливо глаза, проходя мимо брошенных котят и щенков, попросили о помощи губернатора. И вот что он ответил:
— Я понимаю, что кроме нас никто этот вопрос не решит, несмотря на то, что по распределению полномочий между уровнями власти это вроде как полномочия муниципалитета. Но я понимаю, что, взяв брошенного котенка или щенка, нам их нужно куда-то разместить, чем-то накормить, кто-то должен за ними ухаживать, поэтому нам надо посмотреть, как решить проблему в комплексе. Какие-то предложения есть у мэрии, у общественных организаций. Я вам обещаю, что в ближайшее время на моем уровне этот вопрос мы рассмотрим и наметим какую-то программу.
Так что сейчас вся надежда на обещание губернатора. В настоящее время приют — хоть в каком его виде — это уже даже не призыв к гуманности. Количество беспризорных животных на улицах города уже зашкаливает: стаи собак «пасутся» напротив мэрии, бегают под окнами «белого» дома, что уж говорить, например, о Каштаке. Однако даже это никак не влияет на решение вопроса с приютом.