Нарушения «в законе»
Неделю назад в регионе стартовала избирательная кампания. Уже первые ее дни ознаменовались сразу несколькими скандалами. Сначала не поладили справедливороссы и «ЕдРо», затем претензии к кандидатам от партии власти предъявили коммунисты, следом — «Яблоко»… Как же разобраться, что допустимо в рамках выборного законодательства, а что нет? И как быть избирателю, если нарушаются его права? С этими вопросами я решила обратиться к координатору томского отделения ассоциации «Голос» Елене Сидоренко.
По дороге на встречу пыталась вспомнить: были ли в области за последние годы хоть одни выборы, которые можно назвать «чистыми»? Не смогла.
— Да не было таких ни разу! — подтвердила Елена Сидоренко. — И нынешняя кампания тоже обещает быть очень сложной и напряженной. Тем более люди не верят, что их голос может что-то изменить, да и протестные движения активизировались. Ну, а засилие черного пиара — вообще признаки любой политической кампании в России.
Недавно совместно с интернет-порталом «Газета.ру» «Голос» организовал всероссийский проект «Карта нарушений на выборах». В Сети, по горячей линии или посредством SMS организаторы проекта принимают информацию о случаях незаконной предвыборной агитации и других нарушениях. На этой карте уже больше тысячи сообщений из разных регионов. Что примечательно: в первые две недели действия проекта лидером по количеству тревожных сигналов была Томская область.
Сейчас первую «тройку» составляют Ставропольский край, Самарская область и Башкортостан. Впрочем, отличились практически все регионы: заявления о нарушениях поступили из 72-х субъектов федерации. В Москве агитационные плакаты «Единой России» и избиркома выглядят словно братья-близнецы. В Ижевске городской глава на встрече с пенсионерами заявил, что объем финансирования ветеранских организаций напрямую связан с тем, сколько голосов наберет на выборах партия власти. А новосибирские коммунисты недавно раздобыли пакет документов, которые «ЕдРо» спустило своим местным избирательным штабам.
В одном из них, в частности, депутатам дается совет безбоязненно агитировать за партию власти. «Вы как гражданин РФ имеете права осуществлять предвыборную агитацию в поддержку выдвижения списка кандидатов от всероссийской политической партии «Единая Россия»… Для вас возможное негативное последствие — административный штраф в размере до 1,5 тысячи рублей в случае проведения вами предвыборной агитации в рабочее время, при исполнении должностных, служебных обязанностей, если этот факт будет зафиксирован на видеокамеру. Но в судебной практике подобная норма применяется редко. Если в суд поступит документ о привлечении вас к административной ответственности, с нашей стороны будут подготовлены документы, что вы находились в указанный день в отпуске, что позволит избежать вам административной ответственности. Для всероссийской политической партии «Единая Россия» ваши действия не повлекут никаких негативных последствий», — говорится в брошюре.
— Что до Томска, можно привести в пример такие нарушения: с лета на улицах висят билборды с эмблемами разных партий. По сути, предвыборная агитация начата гораздо раньше положенного срока. С началом агитационной кампании на всех билбордах и другой агитационной продукции должно быть указано, из какого избирательного фонда они оплачены. Но эта пометка на уличных билбордах отсутствует, — начала перечислять Елена Сидоренко. — Вовсю задействован административный ресурс при распространении печатной продукции правящей партии, чиновники лично отвечают за установку билбордов «Улыбнись прохожему». Плакаты с такими же надписями висят практически во всех бюджетных организациях. При этом заметьте: рядом нет предвыборной агитации от других партий.
Этим же слоганом расписаны в преддверии выборов городские троллейбусы, на которых эмблема ЕР итак ездит уже более трех лет под девизом «Возродим муниципальный транспорт». С точки зрения действующего закона, нарушений правил агитации нет: никто ведь не мешает другим партиям расписывать автобусы, а вот с точки зрения обывателя — идет явно выраженная поддержка кандидатов со стороны пресловутого административного ресурса.
Недавно на форумах появилась информация, что студенты и сотрудники вузов получают электронные письма, составленные от имени ректоров. По мнению Елены Сидоренко, они, используя служебное положение, призывают голосовать за правящую партию. С одной стороны — да, имеют право. Они ведь тоже люди, избиратели, следовательно, могут агитировать. Но здесь есть нюанс: во-первых, агитация происходит в рабочее время, во-вторых, студенты и преподаватели зависимы от ректоров. Так что это ярко выраженное использование служебного положения.
Аккумулируя информацию от регионов, координаторы «Карты нарушений» публично заявляют о ситуации в стране. То же самое отделения «Голоса» периодически делают на местах. Вот только привлечь к ответственности тех, кто вроде бы является явным нарушителем правил агитации, получается далеко не всегда.
— В нашем избирательном законодательстве очень много лазеек. Можно сослаться на какую-то статью и сказать: вот этого делать нельзя. И тут же найдутся другая статья или постановление ЦИК, где говорится, что оказывается, это можно. Например, закон о выборах запрещает лицам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности, проводить агитацию при исполнении ими должностных и служебных обязанностей. Но на все жалобы у избиркомов один ответ: чиновник, мол, проводил агитацию «не при исполнении», а в отпуске, в обеденный перерыв, после работы. И письма, оказывается, можно рассылать, если они будут исходить лично от чиновника, а не в конвертах от администрации, — поясняет координатор томского «Голоса».
По словам Елены Сидоренко, труднее всего стало независимым кандидатам. Например, законом утвержден образец листа для сбора подписей. Каждый одномандатник на этих выборах должен собрать на своем округе чуть больше 400 автографов избирателей. Казалось бы, не так много. Но когда он приносит их в избирком, могут выявиться проблемы, связанные с тем, что подписной лист оформлен не по правилам: не поставлена дата, не учтены какие-то другие детали. При этом процент «законного брака» сейчас значительно снижен. Для многих кандидатов это очень существенный барьер, утверждает Елена Сидоренко. Так, на выборах в прошлом году оказалось рекордное количество незарегистрированных кандидатов.
Кстати, недавно представители ассоциации «Голос» выявили ошибку в подписном листе к федеральному закону о выборах депутатов Госдумы. В законе указано, что сборщик подписей должен поставить на подписном листе дату своего рождения. Однако в прилагаемом образце про эту дату ничего не говорится. А значит, человека, если он поверит приложению и не станет перечитывать содержание самого закона, просто снимут с регистрации. Естественно, он может обратиться в суд, начать заново собирать подписи, но время будет упущено. Не успел уложиться в сроки регистрации — твои проблемы.
— Бывали абсурдные случаи, когда в суде не признавали подпись даже самого кандидата. То есть человек говорит: да, это моя подпись. А эксперты-криминалисты говорят: нет, она не ваша, — поясняет Елена Сидоренко.
Сейчас «Голос» разработал общественный проект Избирательного кодекса. На его подготовку ушло два года. В течение этого времени избиратели, юристы, правоведы предлагали свое видение нюансов выборного законодательства. В частности, в проекте предлагается вернуть графу «против всех» и общественный контроль за проведением выборов; снизить барьер для партий до 3%; не вводить в избирательные комиссии чиновников — только общественников и представителей партий; смягчить условия для регистрации кандидатов; уменьшить количества подписей до 0,1% от числа избирателей; вернуть избирательный залог; возвратиться к смешанной системе выборов федерального парламента и так далее. Сейчас за этот проект на сайте «Голоса» поставили подписи более пяти тысяч человек. Будет ли он принят, зависит от тех, кто войдет в новый состав Госдумы.
Кстати, в ходе общения с Еленой Сидоренко появилась общая идея: создать на базе портала «В Томске» аналог всероссийской «Карты нарушений на выборах». В эту рубрику читатели могли бы сообщать о том, что на их взгляд выходит за рамки закона, а команда «Голоса» будет разбираться в ситуации. Правда, может возникнуть проблема, предположила Елена Сидоренко: авторы большинства подобных жалоб не хотят афишировать свое имя и подтверждать информацию при официальных разбирательствах.
По крайней мере, так из года в год происходит в студенческой среде. Учащиеся, которые живут в общежитиях, рассказывают в Интернете, как их заставляют голосовать за определенного кандидата. Да и в «Голос» уже сейчас начали поступать такие обращения. Но когда представители ассоциации просят написать заявление в избирком или в суд, никто не соглашается: студенты боятся, что могут лишиться места в общежитии, а то и вообще в вузе.
— Такие инциденты были в других регионах. У нас пока нет, но с каждым годом становится все хуже, — сетует Елена Сидоренко. — Вот сейчас на форумах сами ребята предлагают следующий вариант: мол, давайте приносить с собой черные ниточки и выкладывать их в виде галочки в нужном квадрате бюллетеня. Сфотографируем, чтобы отчитаться, а потом проголосуем, за кого хотим, или вообще испортим бюллетень. Но, понимаете, это — проявление цинизма, который мы воспитываем в своих детях. Они начинают приспосабливаться, и уже в 18-20 лет становятся правовыми нигилистами. А что с ними будет через 10, 20 лет? И это все влияние перегибов со стороны власти. Отсюда и наше правовое сознание: раньше мы говорили о запрещенных вещах на кухне, теперь делаем это в Интернете, используя ники, псевдонимы… А решиться заявить о проблеме в открытую очень трудно...