23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 6943

Троллейбусная «постановка»

Фото: tf1.mosfont.ru

В начале 2010 года мэрия закупила в лизинг 48 низкопольных троллейбусов производства минского завода «Белкоммунмаш». Если учесть, что парк ТТУ тогда составлял 96 единиц техники, объем поставки внушителен — почти половина всего действующего состава. За счет новых троллейбусов перевозчик намеревался обновить парк, списав 12 устаревших машин, сократить интервал движения до восьми-десяти минут и открыть два новых маршрута.

Это позитивное, на первый взгляд, событие на днях получило продолжение совсем иного характера. Депутат гордумы Александр Деев отправил в Генпрокуратуру заявление, в котором утверждается, что троллейбусы обошлись городу в два с лишним раза дороже их заводской цены.

— История давняя, но уже тогда мне показалась странной выбранная схема закупки, — начал нашу беседу Александр Деев. — Лизинговая компания «РБ Лизинг», которая выиграла конкурс, закупала троллейбусы не напрямую с завода, а у посредника — ООО «ТрансМаш Групп». С этой фирмой мэрия плотно сотрудничает уже не первый год: через нее приобреталась техника для «Спецавтохозяйства», разрабатывался план транспортной сети Томска. Меня изумила сумма закупки: город должен был выплатить 569 миллионов рублей за пять лет. То есть фактически один троллейбус при стартовой заводской цене в 5,5 миллиона обошелся нам в 11,87 миллиона.

При этом в других регионах — Новосибирске, Санкт-Петербурге, Курске, Пензе, Нижнем Новогороде — по данным Деева, идентичные троллейбусы того же «Белкоммунмаша» обошлись в сумму от 5,8 миллиона до 6,8 миллиона за единицу.

— А у нас получилось следующее: документы, копии которых у меня есть, говорят о том, что «ТрансМаш Групп» продавало троллейбусы уже по семь миллионов, заработав, таким образом, на каждом из них полтора миллиона. А в конечном итоге на эту сумму были насчитаны еще и проценты — колоссальные деньги. По самым скромным подсчетам, и не только моим — я консультировался с экономистами — город потерял из бюджета минимум 82 миллиона рублей, — пояснил Деев.

Конечно, продолжил он, лизинговые схемы предполагают удорожание товара, но не настолько. По словам экспертов, с которыми разговаривал депутат, максимальное удорожание стоимости техники должно составлять 40, в крайнем случае — 50 процентов. В случае с томской закупкой оно составило почти 70 процентов.

— Я задавал вопросы на заседаниях думы, комитетов, получал какие-то невразумительные ответы от мэрии. В апреле, во время публичного отчета градоначальника, я публично выступил, сказав, что такие закупки неэффективны. Там были губернатор, силовики, общественность. И, к моему великому изумлению, это выступление возымело силу. Во всяком случае, через полтора месяца сумма договора была понижена на 46,5 миллиона рублей.

Надо сказать, это заявление из уст Деева поразило и меня. Даже не тем, что вот какой, мол, замечательный человек: одной речью вернул 47 миллионов в городскую казну. Просто стало окончательно непонятно, за счет чего так сократилась стоимость покупки? Нет, я вполне допускаю, что на рынке закупок, как на продуктовом базаре, торг уместен. Но ведь не после подписания договора? Представляю, что сказали бы в банке, давшем мне кредит, приди я туда через год и скажи: уж больно высока у вас процентная ставка, давайте снизим.

— Закон о муниципальных закупках позволяет такие действия, — ответил Александр Деев. — Но за счет чего снизилась цена в данном случае, мне и самому интересно. Ведь если с такой легкостью из стоимости контракта вычеркнули почти 47 миллионов рублей, возникает вопрос, как вообще формировалась эта цена? И ответ на этот вопрос должен дать муниципалитет.

Поговорить со мной на тему закупок общественного транспорта согласился заместитель мэра по экономике и финансам Анатолий Абрамов. По его словам, если бы не «посредническая» схема, троллейбусы могли бы обойтись Томску еще дороже.

Далее заместитель мэра пояснил: отпускная заводская цена одной единицы техники — шесть миллионов 52 тысячи рублей без НДС. Еще в 250 тысяч обходится доставка каждого троллейбуса. Но та самая «ТрансМаш Групп», являясь официальным дилером завода, может предоставить своим клиентам дополнительную скидку в шесть процентов, и Томск такую скидку получил. В результате, стоимость, по которой оприходуется техника, составляет пять миллионов 932 тысячи 203 рубля 39 копеек. Не дороже, чем у других. Но, добавив к этой сумме 18 процентов НДС, уже получаем искомые семь миллионов рулей, указанные в договоре аренды-лизинга.

Почему удорожание от этой суммы дошло до 70 процентов, Анатолий Абрамов разъяснил тоже вполне доходчиво:

— К сожалению, и сегодня, и тогда, когда мы закупали эти троллейбусы, в городе была очень напряженная финансовая ситуация. Поэтому решили приобретать технику в лизинг. Несколько раз объявляли конкурсы, на которые никто не заявлялся. В итоге нам с трудом удалось найти лизинговую компанию.

Проблема заключалась в том, что по стандартной сделке сначала вносятся авансовые платежи, а уже потом идет ежегодное лизинговое удорожание. Но у города не имелось денег даже на аванс.

— Это был вообще редчайший случаи для договора лизинга. И именно найти участников конкурса было очень сложно. В конце концов, договорились с аффилированной компанией Росбанка — «РБ Лизинг», и банком было принято решение такую сделку заключить, — продолжил заместитель мэра.

Отсюда — из-за отсутствия аванса — повышенное удорожание по лизингу, которое привело к тому, что на сегодняшний день мы имеем интегрированную цену одного троллейбуса почти в 12 миллионов рублей.

Обрисовав эту картину, Анатолий Абрамов перешел к вопросу о том, почему через полтора года после заключения договора с «РБ лизинг» закупленные троллейбусы подешевели почти на 50 миллионов.

— Вот Деев себя героем выставляет: по его, понимаете, инициативе произошли эти изменения. А я хочу сказать — по-хорошему, мне надо было за это премию выписать. Как только появилась юридическая возможность после официального окончания поставки, а произошло это в начале 2011 года, мы начали переписку с лизинговой компанией о снижении процентов.

Такая практика, по словам Абрамова, часто используется муниципалитетом. Дело в том, что ставка Центробанка не стоит на месте, и как только она уменьшается, город начинает просить кредиторов о снижении ставок.

— После четырех месяцев переписки, неоднократных моих встреч с руководством «РБ Лизинг», нам удалось убедить их: условия начала 2010 года и условия года 2011-го — разные. И когда мы уже написали, что будем вынуждены расторгнуть сделку, то есть проявили решительность, нам пошли навстречу, и лизинговые платежи были пересчитаны.

Несмотря на кажущуюся кристальной ясность ситуации, письмо Александра Деева на имя генпрокурора России Юрия Чайки отправлено.

— Эта тема возникла именно сейчас, — поясняет Деев, — потому что я наконец-то получил все запрошенные документы, проанализировал их, проконсультировался с экспертами. Вообще-то, у меня еще в 2010 году была публикация на эту тему, но тогда правоохранительные органы на нее никак не отреагировали. Пусть теперь Генпрокуратура «спустит» им материалы для проверки. Кроме того, я обратился еще в ряд правоохранительных структур.

— Запросы из местной прокуратуры в 2010 году мы получали, но все пояснили, и сделка не вызвала претензий у правоохранительных органов. В общем, господин Деев оперирует теми же цифрами, которые я ему направлял, но, к сожалению, информация перевернута. Вроде цифры-то правильные, только выводы неверные делаются, — парировал Абрамов.

Что ж, и чиновник, и депутат одинаково убедительно интерпретируют данные одних и тех же документов , за каждым есть мнения, не будем сомневаться, компетентных экспертов. Горожанам в этой ситуации остается лишь ждать реакции правоохранительных органов и делать выводы самостоятельно.