Городским имиджем займутся ученые
Томск по праву зовется городом студенческим. Обращаться к статистике необязательно: куда ни глянь — повсюду молодые лица. Получать образование в наших университетах приезжают абитуриенты не только из Томской области, но и из соседних регионов. Студенты из Китая, Казахстана, европейских стран — тоже давно уже не редкость на улицах города.
Однако, того, что мы имеем сегодня, недостаточно, чтобы называться студенческим центром в полном современном понимании этого понятия. Именно поэтому ученые ТГУ совместно с городской администрацией приступили к реализации проекта по созданию имиджа университетского города.
Проблемы, мешающие Томску стать действительно привлекательным молодежным центром, сегодня налицо.
— В основном, власть у нас занимается решением бытовых вопросов, — считает один из руководителей проекта, заведующий кафедрой политологии философского факультета ТГУ, Алексей Щербинин — такой «утилитарный» подход понятен, но в нем совершенно не уделяется внимания студенческой составляющей экономики. А ведь тысячи молодых людей ежедневно куда-то ходят, что-то покупают, где-то развлекаются. Взять хотя бы одно из перспективных направлений — жилье для студентов. Мест для иногордних в общежитиях не хватает, но и «белых» схем сдачи жилья тоже нет, как нет и автономного муниципального бюджета, чтобы решить эту проблему. В результате довольно серьезные деньги уходят тем, кто просто-напросто делает бизнес на арендном жилье.
Другой аспект — нехватка достойно оплачиваемых рабочих мест для выпускников вузов, недостаточно развитые рекреационные зоны и зоны отдыха. Да, Томск на всероссийском уровне считается студенческим городом, и наши молодые ученые с завидной регулярностью завоевывают самые разные награды и гранты, в том числе, правительственные. Лучшие вузы города входят в престижные международные рейтинги. Но как сделать эту информацию понятной и привлекательной для абитуриентов, чтобы они выбирали именно Томск и приезжали сюда учиться, работать и оставаться после получения диплома?
По словам Алексея Щербинина, сегодня носить статус университетского города стремятся едва ли не «все, кому не лень». Как только сеть учебных заведений какого-либо населенного пункта начинает расширяться — в основном, за счет открытия небольших филиалов государственных вузов — руководство региона смело приписывает к названию города слово «университетский», и одним конкурентом у Томска становится больше. Не стоит забывать и о том, что наш город соседствует с крупными индустриальными центрами — заманить будущих специалистов туда гораздо проще.
Томск же, по мнению ученых, недостаточно использует имеющиеся ресурсы для того, чтобы в полной мере пользоваться имиджем города, привлекательного и престижного для обучения и последующей работы в нем. Именно этим и обусловлена актуальность проекта ученых ТГУ.
— Мы задумали этот проект еще восемь лет назад, — отмечает Алексей Щербинин — а к конкретной работе над ним приступили недавно, реализуя его в рамках одного из приоритетных направлений развития НИ ТГУ. Сегодня очевидно, что мы недостаточно эффективно используем ресурсы нашего города для создания его привлекательного имиджа. В Томске есть императорский университет, которых в России всего четыре, два национальных исследовательских вуза, наш город располагает любопытнейшей историей, внимание к которой сейчас практически не привлекается.
В своей работе томские ученые решили отталкиваться от уже реализованного в Германии проекта аналогичной тематики. За основу была взята модель немецкого Мюнстера, над имиджем которого ученые из Вестфальского университета им. Вильгельма работали на протяжении десяти лет. Опыт был признан успешным: сегодня Мюнстер — полноценный университетский город, достойно конкурирующий с соседними промышленными и образовательными центрами.
Европейские ученые согласились на сотрудничество с томскими коллегами, и теперь обе стороны приступают к научным исследованиям в рамках имиджевого проекта Сибирских Афин. Немецкую сторону возглавит Клаус Шуберт, доктор наук, профессор, заведующий. кафедрой немецкой политики Вестфальского университета.
Проект, для работы над которым планируется привлечь инвестиции в размере около 25 миллионов рублей, будет реализовываться при поддержке совета по внешнему позиционированию администрации Томска. Средства планируется привлекать за счет бюджетных грантов и региональной власти.
— Имиджевый проект предполагает не строительство жилья и рекреационных зон, а научное исследование, анализ конкурентных преимуществ университетского Томска и поиск способов эти конкурентные преимущества не только не утратить, но и наращивать, — отмечает Алексей Севостьянов, председатель совета по внешнему позиционированию администрации Томска. — Я думаю, проект станет одним из главных дел городского Совета по внешнему позиционированию. Для нас принципиально, что над томским проектом будут работать не напыщенные московские снобы, готовые запросто «наклепать» имидж кому угодно, а ученые Национального исследовательского Томского университета, настоящие профессионалы в этой области знаний и истинные патриоты Томска.
Срок реализации проекта, заявленный разработчиками — три года. Хотелось бы, чтобы в итоге горожане увидели какие-то реальные результаты: будь то применимые на практике варианты решения извечных материально-бытовых проблем томского студенчества или способы эффективного использования ресурсов, способных сделать Томск по-настоящему привлекательным и престижным университетским городом.