7 октября, понедельник
+11°$ 94,87
Прочтений: 5710

Аспиранты «выросли в цене»

Фото: rian.ru

В жизни аспирантов, коих в Томске немало, произошло радостное событие: им повысили стипендию. Если до сентября этого года молодые люди, занимающиеся наукой, получали 1900 рублей ежемесячно, то теперь их банковские карты будут пополняться аж на 3250 рублей. Здесь уже учтен положенный томским аспирантам районный коэффициент.

Свою первую обновленную и увеличенную стипендию аспиранты получат в конце сентября. Но пока заветные деньги не оказались в руках, молодежь в прибавку не верит. Перевешивает убежденность, что государству на молодых ученых плевать.

Минувшим летом Верховный суд РФ отклонил иск аспиранта Института государства и права РАН Андрея Каплиева. Молодой человек пытался доказать, что 1500 рублей в месяц (базовая аспирантская стипендия) — сумма не просто смешная, а незаконная. Мол, нельзя трудиться на благо российской науки, получая стипендию, далекую даже от ужасающе низкого прожиточного минимума. Но суд жалобу аспиранта не принял. Причем представители Минобразования даже не постеснялись заявить: если аспиранты являются трудоспособными гражданами, то они должны быть в состоянии работать параллельно с учебой. А стипендия — это же не зарплата за написание диссертации, это так, крошечный бонус.

Вот так. Учеба в аспирантуре не нужна никому, кроме самого аспиранта. Зачем в сложившихся обстоятельствах это ему, спросите вы? Но есть еще энтузиасты, для которых занятия наукой — не просто слова. Им хочется совершать открытия, и как бы банально не звучало — приносить человечеству пользу.

— Я, наверно, тот редкий экземпляр, который пошел в аспирантуру «из любви к искусству». Мне действительно нравится то, о чем я пишу, мне интересно общаться с людьми, увлеченными этой темой, узнавать что-то новое, обсуждать, — говорит о своих причинах поступления в аспирантуру Мария Глушко. — Но приходится за свой счет проводить нужные для аспирантуры исследования, ездить на конференции. Поэтому параллельно надо где-то работать. Я считаю, что у аспирантов должна быть нормальная зарплата. Если честно, работа мешает мне учиться. Но без нее сейчас просто не прожить, так что приходится вертеться.

Плюс ко всему учеба в очной аспирантуре накладывает кучу обязанностей, которые вчерашним студентам приходится выполнять на своих кафедрах.

Если аспиранты-очники не будут работать, они вымрут. Это очень правильное определение, — считает бывший томский студент, а ныне аспирант СПбГУ Филипп Управителев. — Вместо того чтобы заниматься интересным делом, наукой, приходится кучу времени тратить на зарабатывание денег. А без кандидатской степени ты — самое низшее звено: если часы и дадут, то немного, и вряд ли то, что тебе интересно. Вероятность занять административную должность почти нулевая. Ну и просто сообщество во внимание принимать не будет, даже если ты гений. Научное сообщество крайне иерархично и достаточно жестко.

Правда жизни заключается еще и в том, что без аспирантского удостоверения сложно претендовать на гранты. А гранты для молодых ученых — практически единственная возможность получать хоть какие-то средства на покупку оборудования для экспериментов, на командировки, стажировки, да и просто — на жизнь.

В отделах аспирантуры томских вузов подчеркивают, что аспирант не должен сидеть на шее у государства. Сейчас в России действует множество программ, функционирует несколько фондов, которые «дают денег на науку». Их непросто выиграть, суммы не всегда значительны, но в вузах подчеркивают, что один выигранный грант тянет за собой следующий.

Сейчас не то время, когда можно скрупулезно, спокойно выполнять свою работу. Нужно бежать впереди паровоза, нужно быть лидером, проявлять свои амбиции, — не устает повторять Владислав Масловский, руководитель молодежного центра ТГУ, структуры, которая призвана помогать молодым ученым в оформлении документов на гранты и стажировки. — Сейчас проводится масса конкурсов, в которых могут принимать участие аспиранты: стипендия правительства, именные стипендии, трэвел-гранты и еще много других.

Тем не менее, «много конкурсов» — это понятие весьма относительное. Не для всех специальностей найдется грант, не все аспиранты в состоянии его выиграть. Решение «аспирантского вопроса» в России нашли пока только в Высшей школе экономики в Москве. В прошлом году там создали так называемую академическую аспирантуру. Вуз из собственных внебюджетных средств платит стипендию в 30 тысяч рублей своим аспирантам. Обратная сторона этого решения — аспирантам ВШЭ запрещено работать где-либо еще. Томским аспирантам вряд ли можно рассчитывать на такой поворот событий.

Кстати, вместе с аспирантами в сентябре должны получить «повышение» и те, кто готовит докторские диссертации. Труд докторантов государство оценило в четыре тысячи рублей ежемесячно. А в публичных выступлениях руководство страны не забывает упомянуть о студентах. Их сентябрьская стипендия должна оказаться аж на 9% выше той, что они получали в прошлом году.

Нежирная, мягко говоря, прибавка, ведь базовая студенческая стипендия составляет сейчас 1100 рублей. Студентам, которые учатся без троек, начисляют 1430 рублей (с учетом районного коэффициента), а отличникам — 2145 рублей. Но если студенты еще не вышли из-под опеки родителей, то аспиранты, и уж тем более докторанты, могут рассчитывать только на самих себя.