30 октября, среда
+1°$ 97,33
Прочтений: 3856

Бумажным книгам придется стать классикой

Фото: hubpages.com

Кто сегодня читает книги? Нет, не те, что скачаны на электронные носители, а настоящие — пахнущие типографской краской, в твердых или мягких переплетах, с белоснежными или пожелтевшими от времени страницами... Как показывает статистика, делают это немногие. Поэтому возникает вопрос: не грозит ли книгам «вымирание»?

В последние годы наблюдается колоссальный прорыв в развитии технологий, что, в общем-то, закономерно — прогресс на месте не стоит. Современный человек чрезвычайно ценит свое время и поэтому всю информацию узнает из Интернета, телевизора и гораздо реже — из привычных печатных источников. Это относится не только к газетам и журналам, но и к книгам. Обеспокоенные этой тенденцией филологи, историки и культурологи даже собирают целые конференции по данной проблеме. Одна из них прошла накануне в Томске на базе Научной библиотеки ТГУ. Судя по количеству участников Всероссийского научно-практического семинара «Человек и книга в современном мире», снижение популярности книг среди населения действительно беспокоит ученых.

Все они сходятся во мнении, что печатная книга является сложным информационным комплексом, которая помимо внешнего вида и содержания обладает скрытой информацией.

— Чтение книги является познавательным актом, преображающим не только сознание, но и душу, — считает профессор ТГУ Ольга Бахтина. — Книга устроена особым образом, у нее кроме ширины и длины есть вертикаль — перпендикуляр от глаза человека к листу книги. Он создает особое умозрительное пространство, которого нет в электронных изданиях. Перелистывая страницы, человек движется в этом пространстве смыслов и входит в общение с творцом. Древняя рукописная кириллическая книга устроена как храм, и, читая ее, человек получает возможность постичь духовную реальность мироздания. Этого не может передать ни один электронный источник информации. А в данном случае речь идет об увлечении молодежи псевдокультурой, вторичным продуктом человеческой жизни, и это пугает. Бережное отношение к книге, чтение как нравственный акт составляет основу нашей национальной культурной традиции.

По мнению ученых, наибольший акцент следует делать на том, чтобы культуру чтения передать молодежи, ведь именно в ее силах сохранить наше культурное наследие. Тем более это актуально в Томске — городе, в котором каждый пятый житель является студентом, а именно молодые люди — самые активные пользователи всевозможных гаджетов. И свободное время они предпочитают тратить не на чтение печатных книг, как было еще несколько лет назад, когда мультимедийные ресурсы и всевозможные развлекательные заведения были не так популярны. Тогда и библиотеки молодежь посещала чаще, и книги были дефицитом. А согласно результатам последних социологических исследований, томичи всех возрастов отдыхают вовсе не в библиотеках.

По данным исследований ученых кафедры социологии философского факультета ТГУ, не менее раза в месяц посещают библиотеки 17% респондентов, тогда как кафе, спортплощадки и кинотеатры посещают 33%, 25% и 23% горожан соответственно.

Если говорить о результатах аналогичных опросов среди молодежи, то есть ребят в возрасте от 18 до 25 лет, то здесь цифры еще ниже. Около 7% молодых людей посещают в свободное время библиотеки, подавляющее большинство предпочитают отдыхать дома — 63%, на улице — 53% и в гостях — 39%.

— Эти данные поясняют, почему сегодня сокращается сегмент потребителей книжной продукции, снижается число посетителей библиотек, закрываются сети продаж печатных книг, — говорит доцент кафедры социологии ФсФ ТГУ Виталий Кашпур. — Когда мы работаем со школьными учителями, они отмечают, что школьники стали меньше читать. И это тенденция современной культуры, которая стремится к виртуализации и визуализации. Это не значит, что молодежь перестала читать вообще, просто меняется формат книг. Выбираются такие формы потребления знаний, которые более удобны и менее насыщены по объему.

А вот здесь действительно не поспоришь — все чаще встречаются молодые люди в общественном транспорте, университетах и на улицах, которые читают электронные книги, слушают вновь возрожденные и востребованные аудиокниги, скачивают произведения любимых авторов на свои смартфоны и айпэды. Потому что это удобно, доступно и позволяет экономить время.

— Я просто благодарна электронным аудиокнигам, — говорит студентка Мария Смирнова, — и мне нравится, что сегодня книги стали доступнее. Я вот, например, в Сети нахожу издания, которых нет в наших магазинах — ну неинтересны они нашим книгопродавцам! Кроме того, за печатными книгами надо куда-то идти, искать, а если и заказывать через Интернет, то потом выкупать, а это лишние время и хлопоты. В современном мире, когда время так ценно, придаешь этому значение. Да и в последнее время издатели так экономят на бумаге и краске, что некоторые книги читать неудобно — быстро устают глаза, да и в руках такие экземпляры держать неприятно. А приличные издания в хорошем переплете стоят дорого, и покупать их есть смысл только для коллекции.

Ученые уверены: в скором времени чтение печатных книг станет увлечением, свойственным разве что аристократам.

— Книжная культура с течением времени станет достоянием элиты, — отмечает Ольга Бахтина. — Книги будут читать, коллекционировать и хранить в домашних библиотеках люди, ориентированные на высокие мотивы жизни. Книга станет сокровищем.

Чтобы люди читали книги, любовь к чтению им нужно прививать еще в детстве, но сегодня и здесь складываются определенные тенденции.

— Наше ближайшее исследование будет посвящено тому, перестали ли родители читать своим детям на ночь, — говорит Виталий Кашпур. — Именно в детстве закладывается книжная культура, и человек учится воспринимать информацию в большом объеме. Пока есть гипотезы, что уходит поколение «бабушек», которое сидело с детьми — теперь люди в 60 лет продолжают активно работать, а у родителей тоже нет времени.

Впрочем, пока это только предположения. Хочется надеяться, что старые добрые «Евгений Онегин», «Мастер и Маргарита», «Война и мир» дойдут до следующих поколений, а уж в каком виде, покажет время.