23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 7901

Туда не ходи, сюда не ходи (фото)

Фото: vtomske.ru

Сразу отмечу: история, ставшая поводом для этой статьи, выглядит на первый взгляд, совершенно по-дурацки. Дело в том, что на днях за какие-то пять минут я трижды стала объектом пристального внимания охранников томского автовокзала. Причина во всех случаях была одна: оказывалась на территории, где пассажирам и встречающим находиться запрещено. Получалось это, конечно, не нарочно, а по незнанию — раньше выходу людей на эти участки ничто не препятствовало.

Собственно, чтобы выяснить, что еще теперь нельзя из того, что прежде было можно, я и встретилась с заместителем главного директора по безопасности ОАО «Томскавтотранс» Маратом Нимигуловым. Надеюсь, эта информация пригодится таким же «незнайкам», сбережет время и нервы. Потому как конфликты с сотрудниками правоохранительных органов — не самое приятное времяпрепровождение. Проверено на себе.

Впрочем, пусть все будет по порядку. На автовокзал в тот раз мне пришлось поехать ради встречи с водителем автобуса, который должен был прибыть с севера области. Родственники передали кое-какие вещи, документы. Отправка «передачек» таким способом — естественно, за определенную плату — уже давно стала привычной для жителей отдаленных районов. Поэтому, завидев в окно вокзала нужный мне автобус, я без каких-либо сомнений бросилась к выходу на посадочные площадки. Лучше бы я этого не делала.

Место, где раньше можно было беспрепятственно подойти к приехавшим автобусам, оказалось огорожено. В одну секунду решив, что брать этот барьер на виду у всех не стоит, я воспользовалась другим кратчайшим путем. Побежала через все поле, на котором разворачивается и паркуется рейсовый транспорт. Этот маневр можно обозначить как «Лучше бы я этого не делала-2». Ибо уже почти на финише меня притормозил суровый товарищ в форме.

— Сюда нельзя, — заявил он. На вопрос, куда тогда можно, чтобы попасть «во-о-он к тому автобусу», был получен короткий ответ: идите через вокзал.

Я, вообще-то, к людям с погонами очень трепетно отношусь. Так что послушалась. Правда, предварительно еще заглянула, нельзя ли обойти с другой стороны вокзала. Но и там, на месте бывшего прохода, высился металлический забор. Ну, на нет и суда нет. При этом я понимала, что автобус, скорее всего, уже вот-вот уедет со стоянки. Где после этого искать посылку? Думать было некогда — побежала через вокзал, как велено.

Однако вот ведь незадача: последний проход опять же оказался закрыт. По крайней мере, на калитке, которую я увидела впервые, красноречиво алел «кирпич». Между тем, опасения подтвердились: водитель автобуса, в котором меня ждала посылка, тронулся с места, решив, что ждать больше некого.

«Лучше бы я этого не делала-3». Пользуясь случаем, приношу извинения еще одному охраннику автовокзала, который пытался остановить меня, пробегающую вслед за автобусом без какого-либо чувства почтения к закрытому шлагбауму. Сделать этого он не смог.

Дальнейшее развитие событий, думаю, всем очевидно. По крайней мере, мною оно было спрогнозировано уже на бегу. Конечно же, врезавшись в охранника №1, я окончательно потеряла душевное равновесие и, забыв обо всех своих принципах, вступила с ним в ожесточенную перепалку.

Разняла нас милая девушка, представившаяся начальником охранного подразделения. Она же, в порядке исключения, разрешила отправиться через посадочное поле на поиски нужного водителя. Закончилось это «приключение» радостью со слезами на глазах — документы я получила. А еще через несколько дней узнала от коллеги, что подобные истории она слышала и от других людей.

— Когда мы ввели эти новые правила, на вокзале вообще были «войны». Это сейчас большинство людей уже привыкли и ходят строго «по маршруту». Все-таки, порядка 70% наших пассажиров — люди, часто пользующиеся услугами автовокзала. А остальные могут ознакомиться с правилами по специальным схемам, которые есть около центрального входа, — начал нашу экскурсию заместитель главного директора по безопасности ОАО «Томскавтотранс» Марат Нимигулов.

И показал: вот она, схема. Признаюсь, мне стало стыдно: как я ее не заметила? Впрочем, не раз слышала о незаметных объявлениях на самых видных местах.

Кстати, пояснял на ходу собеседник, встречать посылку в тот день я тоже не должна была. Потому что водителям теперь запрещено брать на себя такой «груз ответственности». Так что пишите письма, товарищи, и шлите бандероли. Не всегда удобно? Да. Но безопасность важнее.

— Ведь работа водителя — не перевозить посылки. Для этого есть транспортные компании, такси, почта. А шофер отвечает за пассажиров и их багаж. Нет пассажира, значит и багажа быть не может. У нас даже лицензией не предусмотрены грузоперевозки, — пояснил Нимигулов.

И я согласилась. Заодно выяснила, что начались такие кардинальные изменения в системе транспортной безопасности после теракта в аэропорту Домодедово. После этого, кстати, томскому автовокзалу присвоили третью категорию антитеррористической защищенности. Всего их четыре, и чем ниже категория, тем безопаснее.

— Помните, у нас около вокзала стояли три киоска? Их убрали потому, что, согласно присвоенной нам категории, на прилегающей территории не должно быть никакой розничной торговли. У нас и так много людей, а магазины — дополнительный поток граждан, и в этой толпе террористам легче затеряться. Рынок за забором вокзала тоже, к слову, уберут, — добавил мой «гид».

А еще в обозримом будущем должна появиться пристройка к зданию автовокзала. Тогда удастся разделить кассы международного, междугородного и внутриобластного направлений. В каждом из залов появятся рамки-металлоискатели и отдельные команды охранников и полиции — проводить досмотр пассажиров станет легче. Туалет на территории автобусной площадки, в который граждан пока беспрепятственно пропускают, тоже переедет. На этом месте обустроят диспетчерскую и комнату для водителей.

— Я прекрасно понимаю, что человек, который хочет совершить теракт, может найти лазейку во всех этих мерах безопасности. Да, «дыры» есть. Но что-то мы все равно должны делать. Нельзя же не создавать хоть каких-нибудь преград для террористов и просто невменяемых людей, — отметил заместитель начальника «Томскавтотранса».

Кстати, замечательным он оказался человеком. Честно. Веселый, по-хорошему ироничный, и дело свое знает. Одного я только не поняла. Почему, когда я бегала по автобусной площадке автовокзала, никто из охраны не объяснил мне, что выход-то все же есть. И находится он как раз за той калиткой с запрещающим знаком. Именно через нее можно спокойно пройти к прибывшему рейсу. Зачем, спрашиваете, тогда «кирпич»? Я не знаю. Наверное, чтобы постепенно отучались и туда входить.

— Вообще-то, здесь посторонним совсем не место. В идеале надо сделать, как в аэропортах. Прилетел самолет — к нему же не бегут встречающие. Пассажиры сами вышли и отправились в здание аэропорта, — пояснил Марат Нимигулов.

Спорить не стану. Может, это и правильно. В конце концов, на одной из станций московского метро, например, вовсе закрыли вход для иногородних. И ничего, выкручиваются как-то.

Чуть не забыла. Если вы куда-то едете, и неизвестный гражданин просит захватить с собой посылку (водители-то могут не взять), убедитесь хотя бы, что в ней нет ничего противозаконного. Я, например, до беседы с Маратом Нимигуловым абсолютно точно взяла бы, не проверив. Теперь — не уверена.