23 ноября, суббота
-7°$ 102,58
Прочтений: 12276

«Отчипсилили» по полной (фото)

Фото: www.tnews.tomsk.ru, vtomske.ru

Третий скол! За две последние недели уже три раза в лобовое стекло моего автомобиля прилетали, с характерным неприятным щелчком, острые куски щебенки. Еще с десяток «выстрелов» приняли на себя фары и решетка радиатора. Что творится с днищем, бамперами и колесными арками, остается лишь гадать — заглядывать туда, если честно, особого желания нет.

Все бы ничего, живи я где-нибудь в тьмутаракани, куда электричество-то доходит по праздникам, не говоря уж о приличных дорогах. Так ведь нет — обитаю в Томске, на Каштаке. И его главной транспортной артерии проспекту Мира, пришлось этим летом испытать на себе всю мощь отечественных инноваций.

И сегодня хочется мне высказать об этих инновациях свое скромное мнение. Не столько как журналисту, без сложной терминологии, без особого погружения в технологические премудрости. Просто как автомобилисту, помимо собственной воли вынужденному ежедневно подставлять бока своего (не служебного) железного коня под обстрел.

Слова «чипсил» и «сларисил», до прошлого года водительской братии Томска неизвестные, моментально стали едва ли матерными. А началось все, как мы помним, ровно год назад, когда за каким-то лядом по этой технологии решили закатать проспект Фрунзе. Помнится, тогда господа Черноус, Паршуто и другие примкнувшие к ним хозяйственники единогласно говорили об эффективности, долговечности и общей «правильности» такого ремонта.

«Эффективность» и «прочность», тем временем, запросто демонстрировались прямо у них под носом, под окнами «красного» дома — горожане из числа предприимчивых лопатами грузили в мешки вымытый дождями и выброшенный из-под колес щебень. Дорожку на даче отсыпать — самое то! А тот камень, что не успевал быть разворованным, уходил в беспросветную томскую ливневку и мало-помалу вкатывался колесами машин томичей. Вот оно, наступило будущее дорожного строительства.

А ведь во всем мире чипсил — далеко не будущее. Да уже, пожалуй, и не настоящее. Не нужно быть мастером веб-серфинга, чтобы найти в Сети массу материалов о применении этой технологии. Десятки лет щебенка с битумной эмульсией используется в Европе, на которую так любят равняться наши руководители. Одно «но»: европейцы применяют чипсил на трассах второстепенных, вроде наших внутриквартальных проездов или сельских дорог. Никак не на важнейших магистралях города, плотно загруженных транспортом.

Впрочем, какая там Европа: томская власть кивает на опыт соседей из Кемерово. Заливают, мол, укатывают, и довольны все. А это, скажу я вам, господа-чиновники, не что иное, как корпоративная ваша солидарность с кузбасскими коллегами. Те тоже рапортуют: колейность побеждена, ремонт не нужен, делаем дешево и сердито. А жители-то и в Кемерово недовольны, причем «наезды» на власть как под копирку из Томска перепечатаны: застрявшая во всех щелях щебенка, пешеходы, побитые «рикошетом», покалеченные авто и попиленные бюджеты.

И самое, на мой взгляд, обидное: ведь лезут с ремонтом на те улицы, которые в нем (по крайней мере столь радикальном) и не нуждаются. Ладно еще Фрунзе: там до прошлого года действительно как после бомбежки было. Попробовали, хапнули горюшка, от горожан выслушали все. Взять бы, да и прекратить, вернуться к старым, неинновационным методам. Так ведь нет, в апреле господин Паршуто заявляет, что чипсил «оправдал надежды томской мэрии. И это не выбрасывание денег на ветер, а рачительное использование бюджетных средств. Мы эту технологию будем обязательно применять».

Сказано-сделано! И в августе техника «ТомскДорСтроя» уже размазывает щебень с эмульсией по двум крупным городским трассам — Иркутскому тракту и проспекту Мира. Размазывает с размахом, не стесняясь, посреди бела дня. Ау-у-у, Европа, прекращайте там у себя дороги ночами ремонтировать, люди и днем потерпят.

Не знаю, как на Иркутском, а вот проспект Мира был до нынешней дорожно-ремонтной вакханалии вполне сносным. Да, время от времени приходилось латать отдельные участки, но в целом, думаю, со мной согласятся многие, покрытие было кратно лучше нынешнего. Может, конечно, дело в том, что в отсутствие должного контроля (забавно следить за тем, как чиновники перепинывают друг другу надзорные функции) халтурят подрядчики, но факт есть факт: сегодняшний «чипсильный» проспект стал не просто хуже, а опаснее для водителей.

На спуске с Каштачной горы нанесено столько щебня, что неопытный «рулевой»может запросто «потерять» машину в повороте. На перекрестках со второстепенными улицами (Ильмера, Интернационалистов, Мюнниха) образовались натуральные щебневые брустверы, препятствующие нормальному торможению. Почему-то не обрабатываются съезды во дворы и развороты между полосами — отсюда и начнется разрушение дорожного полотна. Само покрытие откровенно неровное, даже на тех участках, где его положили в два слоя. Невооруженным взглядом заметны особо неприятные для мотоциклистов продольные «волны», попав в которые двухколесная машина так и норовит сорваться в «болтанку».

Да и чудесная гидроизоляция, которую, по заявлению главы департамента городского хозяйства Вячеслава Черноуса, обеспечивает тандем «чипсил-сларисил», на практике оказывается мифом. Мира и Иркутский в своем нынешнем состоянии в дождливую погоду представляют собой зрелище тоскливое: вода с проезжей части просто не уходит, скапливаясь в уже упомянутых продольных «волнах» и проплешинах в вымытом покрытии. Чем это чревато в период заморозков, который начнется не сегодня-завтра? Гололедом и «днем жестянщика», вот чем.

А виноватыми окажутся, как всегда, сами автомобилисты, «не соблюдающие скоростной режим» и разрушающие, тем самым, волшебное дорожное полотно. И здесь наша власть снова едва ли дословно цитирует своих кузбасских коллег. Смотрите сами: вот слова кемеровского градоначальника, сказанные о чипсил-ремонте в прошлом году.

— Чтобы избежать тех проблем, которые получают от этого автолюбители, совет может быть один: соблюдать скоростной режим и правила дорожного движения.

Ничего не напоминает? На Иркутском тракте и проспекте Мира, точнее на ремонтируемых там участках, установлены знаки, ограничивающие скорость 40 километрами в час. И, как я могу судить по своим ежедневным поездкам, немногие рискуют своим здоровьем и машинами, превышая. Да и не поедешь там быстрее, если не хочешь собственной пятой точкой прочувствовать «чипсильные» радости.

Так может стоит чиновникам сесть за руль своих личных автомобилей и прокатиться с дозволенной скоростью по «нанодорогам»? Схватить пару сколов на лобовом и кузове, невольно обкидать прохожих камнями, «уйти в бордюр» на повороте, да и прикрыть такие прожекты напрочь? Иначе, честное слово, получается, что ездим мы с ними по разным дорогам. А платим-то за одни.