23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 6203

«Горсети» пролили свет на проблемы водозабора (фото)

Фото: пресс-служба «Горсетей»

На минувшей неделе город ощутил на себе последствия очередного урагана. Впрочем, ураган — слишком громко сказано, скорее, сильный ветер. А потому некоторое недоумение вызывало оперативное сообщение, которое 13 июля разослал «Томскводоканал». В нем говорилось, что холодная вода будет подаваться в дома на пониженном давлении, поскольку обесточены 30 скважин подземного водозабора — из-за ветра рухнула опора ЛЭП, кое-где оборвались провода. За двое суток авария была устранена, в нештатной ситуации коллектив компании показал себя с самой лучшей стороны. Но предпосылки для возникновения других чрезвычайных ситуаций остались. Ураганный ветер может подуть и завтра, и через неделю…

Владимир Резников, гендиректор «Горсетей», председатель комитета городского хозяйства думы Томска, предложил по горячим следам провести выездное заседание комитета на водозаборе. Вместе с парламентариями туда отправились и журналисты.

Остановились мы на выезде из Тимирязево. Там нас ждал технический директор «Горсетей» Рафаиль Валитов. Как оказалось, чтобы показать новинку и гордость предприятия — самонесущий изолированный провод. Энергетики называют его сокращенно СИП. От обычных алюминиевых проводов он отличается даже с виду: не блестит на солнце, так как сверху покрыт изоляционным слоем. Кроме того, СИПу не нужны внешние поддерживающие тросы, они находятся внутри провода, и потому он не провисает. Такие провода три года назад протянули на девяти километрах линий, обслуживающих водозабор.

— Это был своего рода эксперимент. И знаете, с тех пор мы забыли о проблемах на этом участке. Здесь два раза деревья падали на провода, а отключений благодаря изоляции не было. Линия оставалась под напряжением. В свободное время мы планово выезжали с обходом и убирали с проводов ветки и деревья.

Но от линий, обеспеченных СИПом, запитаны только 18 скважин водозабора. А всего их 198. Общая протяженность электрических линий на территории водозабора — 150 километров.

— Нужны дополнительные вложения в инвестиционную программу предприятия, чтобы мы могли модернизировать все сети. Пусть не сразу в полном объеме, хотя бы за три-пять лет. Вот и хотим сегодня показать депутатам, в каких условиях работаем сейчас, а в каких — могли бы, — поделился планами Рафаэль Валитов.

Он также добавил, что за последние два года в районе водозабора появилось еще одно новшество: на сетях установили восемь переключающих пунктов, реклоузеров. Они позволяют быстро выделить поврежденный фрагмент на многокилометровом участке, а значит свести до минимума время устранения аварии.

— Мы разделили линии на участки примерно по 20 километров каждый. Приезжаем и смотрим на эти устройства — переключательные пункты. Если какой-то не работает, мы знаем — именно на этих 20 километрах что-то не так, — рассказал технический директор «Горсетей».

Переключающие пункты могли бы еще больше облегчить жизнь энергетикам за счет функции повторного включения. Она действует, если к линии случайно прикоснулась ветка, но повреждений не возникло. Тогда линия автоматически включится вновь. Но пользоваться такой функцией электрики не рискуют. Если при отключении насосы скважин перестанут работать, а потом начнут подавать воду вновь, может произойти гидроудар. Ветхие сети «Томскводоканала» просто не выдержат.

А в том, что сети действительно ветхие, и поднятая из недр земли артезианская вода протекает через дырявые трубы, мы убедились уже на территории водозабора, проезжая мимо зарослей камыша и осоки под опорами и линиями электропередач. Потом пейзаж сменился на высохшие безжизненные деревья. «Сгнили от сырости — скважины протекают», — объясняли нам энергетики. — «За лето вдоль опор территория настолько заболачивается, что электрики иной раз проваливаются в воду по пояс. А на дальних линиях бобры плотину начали строить. Утки тут же плавают. Иной раз вода так поднимается, что переливается через дорогу».

Дальше мы увидели еще одну из бед водозабора — дороги. Неделю назад, во время урагана, ко многим опорам просто невозможно было подъехать. Пришлось сначала отсыпать дороги, делать лежневки из веток.

Раньше дороги были частично асфальтированы, теперь скорее заслуживают названия «направления» — время и лесовозы «черных лесорубов» сделали свое дело. Есть информация, что в прошлом году по дорогам водозабора нелегально было вывезено порядка десяти тысяч кубометров древесины. И при всем этом энергетики не могут добиться разрешения вести рубки просек рядом с линиями электропередач, чтобы обезопасить провода и опоры от падающих деревьев.

Тайга вдоль линий электропередач — еще одна головная боль энергетиков. По правилам, от кроны деревьев до крайних проводов ЛЭП по обеим сторонам должно быть расстояние не менее 30 метров. Но вопрос, кому принадлежит этот лес, кто может дать разрешение на вырубку, остается открытым. Все, что вправе делать бригады, — спиливать вдоль линий кусты и молодую поросль. Такая работа ведется круглый год. Особого результата она не приносит.

На конечном пункте объезда по водозабору депутаты остановились в раздумье. Надо принимать стратегическое решение, резюмировал Владимир Резников. Если в модернизацию водозабора и обслуживающих его электросетей не вольются инвестиции, может иссякнуть водный поток. А без воды, как известно...

На правах рекламы