27 ноября, среда
-6°$ 105,06

Битва сотовых операторов за радиочастоты. Шаг первый. (фото)

Дмитрий Страшнов, президент «Tele2 Россия»
Фото: vedomosti.ru

Недавно я подбирал тариф с мобильным Интернетом у операторов сотовой связи для купленного по случаю коммуникатора HTC. Я уже давно перешел на Tele2, но, как известно, мобильный Интернет у Tele2 совсем не 3G, а устаревший EDGE. «Билайн», МТС и «МегаФон» предложили свои тарифы, пакеты, дополнительные опции. Условно они делятся на два вида: оплата помегабайтно с округлением в большую сторону и условно безлимитные тарифы с рядом ограничений стоимостью более 200 рублей в месяц. Но их использование означало, что за разговоры и SMS придется платить не по Tele2-шным ценам, а это меня не устраивало. Приходилось использовать EDGE. Кто же знал, что в это время Tele2 готовился изменить сложившуюся ситуацию и отвоевать столь нужные радиочастоты для развития своей сети.

В мае компания Tele2 пригласила нашего журналиста принять участие в Международном форуме операторов фиксированной и сотовой связи «Телеком — 2011». Мы подумали, что нашим читателям будет интересно узнать о дальнейших планах и перспективах развития операторов сотовой связи, а также о тех проблемах, с которыми они сталкиваются сегодня в борьбе за потребителя, поэтому приняли приглашение.

С этим оператором лично у меня связаны в основном положительные впечатления — простые и понятные тарифы, реальная экономия денег. Поэтому на «Телеком — 2011» я добирался в приподнятом настроении и с легким сердцем.

На форуме выступали представители Tele2, «большой тройки» («Билайн», МТС, «МегаФон»), а также российских и иностранных компаний. Интересы государства представляли Министерство связи и массовых коммуникаций, Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор. Одним из организаторов проекта стала газета «Ведомости».

Темой мероприятия стало предложение компании Tele2 внести изменения в порядок частотного регулирования. Нам объяснили, что действующий порядок устарел и нуждается в модернизации. Со слов представителей Tele2, новый порядок будет стимулировать рынок мобильных коммуникаций и пополнит госбюджет на целых десять миллиардов рублей. В рамках нового порядка компания предложила развивать российский рынок телекоммуникационных услуг согласно четырем принципам.

Первое — технологическая нейтральность, когда оператор обязуется использовать наиболее эффективную технологию на частотах, которые он занимает. По мнению Tele2, это ускорит развитие сетей 4G (от англ. fourth generation — четвертое поколение) — это перспективное поколение мобильной связи, характеризующееся высокой скоростью передачи данных и повышенным качеством голосовой связи.

Второе направление — регулярная плата за частоту. Она не позволит занимать частоту без ее использования. Сейчас плата за получение частоты разовая, поэтому на рынке нередко образуются так называемые «мертвые души».

Третье — возможность перепродажи частоты. Это, убеждены в Tele2, повлечет возникновение «вторичного рынка», где можно будет продать излишки частот.

Еще одно направление — проведение аукционов вместо конкурсов. В настоящее время частоту получает не тот, кто больше готов за нее заплатить, а тот, кто набирает больше баллов по правилам конкурса. Причем, по мнению представителей Tele2, существующая система начисления баллов не позволяет новым игрокам соперничать на равных. В компании считают, что проведение аукциона по принципу «кто больше заплатит» будет свидетельствовать о серьезности намерений развития технологий на купленной частоте. Это логично, ведь уплаченные за частоту деньги нужно окупать.

Все выглядит логично, убедительно и думается: «А что? Неужели сейчас не так?» Видимо, не так. Сотовые операторы уже давно признали, что будущее — за передачей данных в целом, а не только голосового трафика и SMS. И чем более современной будет технология, тем быстрее и качественнее оператор сможет оказать услугу. Следовательно, у него вырастет база абонентов и прибыль.

Ежедневно операторы сотовой связи борются за наши с вами сердца и кошельки, конкурентная борьба видна то во взаимном копировании тарифных опций, то в очередном рекламном «шедевре». Усиление конкуренции нам, простым потребителям, только на руку. Но не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: появление нового игрока на рынке сетей третьего, а тем более перспективного, четвертого поколения, крупных игроков не обрадует.

Однако представители «большой тройки» на форуме повели себя достойно, проявив готовность поддерживать справедливость при развитии телекома. Возможно, форум, организованный при поддержке «Ведомостей», — это пробный шаг шведского оператора перед тем, как все начнут использовать «тяжелую артиллерию». Остается надеяться, что бремя расходов за проведение таких маневров не ляжет на наши с вами плечи, «размазавшись» по тарифам и опциям.

В целом настрой у сотрудников Tele2 спокойно-уверенный. Это вселяет надежду на то, что «народный сотовый оператор» сможет изменить устаревший способ регулирования радиочастот и побороться со столичным менталитетом «региональным» способом, составим тем самым достойную конкуренцию «трем китам».

Оценить разумность подхода Tele2 к развитию телекоммуникационного рынка России можно, прочитав интервью с президентом компании «Tele2 Россия» Дмитрием Страшновым.

Вопрос: Рассматриваемые сегодня вопросы распределения частот касаются только Москвы?

Ответ: Договоренности касаются и Москвы, и регионов.

Вопрос: Поддерживает ли Tele2 инициативу сохранения номера при миграции от одного оператора к другому?

Ответ: Несомненно поддерживает.

Вопрос: Присутствующий на «Телекоме — 2011» заместитель главы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер в своем заключительном слове достаточно скептически отнесся к идеям, которые предложили операторы. Как вы считаете, с чем это связано?

Ответ: Наверное, тут сказался его большой жизненный опыт, а также хорошее знание нашего государства с точки зрения общества и законов. Мне кажется, это и есть задача регулятора — делать так, чтобы вещи, способствующие развитию рынка и конкуренции, стимулировались. Не хотелось бы, чтобы регулятор удалялся от этих проблем со словами «Объединяйтесь в консорциум и занимайтесь этим сами». Консорциум нужен, чтобы сформировать единое мнение и приоритеты с точки зрения развития. Но снимать с себя ответственность и обязанность лимитировать на практике эти вещи, мне кажется, регулятор не вправе. Здесь наши точки зрения с Наумом Мардером расходятся. Я думаю, регулятор это понимает. В конечном итоге за счет начавшегося диалога данные проблемы будут решаться. Но точка зрения, подобная той, что высказал замминистра, существует, ничего не поделаешь.

Вопрос: У вас нет ощущения, что пока Tele2 занимает в «большой тройке» положение бедного родственника, который все время догоняет остальных? Взять хотя бы вопрос отсутствия у Tele2 3G.


Ответ: Вы правы. Несмотря на то, что мы — четвертый оператор связи в стране, разрыв между нами и «большой тройкой» достаточно велик. Здесь есть определенные естественные ограничители. Во-первых, отсутствие свободных частот и возможности увеличить свой «скейл». То есть имеются причины, по которым становиться большим оператором сложно. Все лицензии уже разыграны. Тот же 3G уже распределен, и мы надеемся, что тоже сможем занять долю спектра. Сегодня наличие какой-то лицензии или спектра является ключевым фактором для будущего развития. Наш основной актив — это наша абонентская база. Она — та самая «последняя миля» между абонентами и нами, которая складывается из качества услуг, количества предлагаемых сервисов. Самое ценное, для каждой операторской компании — это доверие клиентов. Поэтому не так важно, кто будет владельцем ресурса. Важно, кто сможет его реализовать с максимальной пользой и удобством для потребителей.

Вопрос: Есть ли какие-то бюрократические проблемы в общении между регулятором и Tele2?

Ответ: Бюрократические проблемы, безусловно, есть. Административный ресурс у кого-то больше, у кого-то меньше, но опять же все эти вещи решаются.

Вопрос: Многие выбирают Tele2, потому что дешево. Вы и дальше планируете держать самые низкие цены?

Ответ: Да, это наша стратегия.

Вопрос: Автоматический роуминг присутствует во всех странах?

Ответ: За границей роуминг присутствует в 23 странах. Но мы практически ежемесячно подключаем новые страны. То есть работа в этом направлении ведется постоянно.

На правах рекламы