24 ноября, воскресенье
-5°$ 102,58
Прочтений: 3486

Сто дней нового вытрезвителя

Фото: tv2.tomsk.ru

Недавно пункт помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, отметил сто дней работы. В честь этой даты Елена Редченкова, главврач областного наркологического диспансера, на базе которого располагается пункт, взявший на себя функции упраздненного вытрезвителя, и заммэра Алексей Севостьянов, член наблюдательного совета за соблюдением прав «клиентов» пункта, провели для журналистов брифинг в региональном медиацентре РИА «Новости».

Напомним, единственный в Томске медвытрезвитель был закрыт 19 января 2010 года. Поводом послужило жестокое истязание в этом учреждении журналиста Константина Попова, который спустя несколько дней скончался в больнице, не выходя из комы. После этого томичей, задержанных на улицах в нетрезвом виде, доставляли в городские больницы. Пункт помощи лицам в состоянии опьянения был открыт 15 ноября, а работу начал в декабре. На его обустройство и оснащение из областного бюджета было потрачено более пяти миллионов рублей. Наблюдательный совет за соблюдением прав лиц, находящихся в состоянии опьянения, был создан в феврале 2011 года.

— Президент Медведев 19 февраля 2010 года принял решение передать вытрезвители, находящиеся в ведении МВД, Минздраву. Однако до сих пор не проработана правовая база для такой передачи. То есть законодательство до сих пор не позволяет недобровольно удерживать граждан, которые находятся в состоянии опьянения. Чтобы открыть пункт помощи таким людям, нам понадобилось несколько месяцев на проработку различных положений. В конечном итоге документы ушли на самый верх, к губернатору, который подписал соответствующее распоряжение, — рассказала Елена Редченкова.

По ее словам, за 3,5 месяца в пункт помощи поступило 3 329 человек, из них 29 человек обратились самостоятельно, остальные были доставлены сотрудниками УВД. Среди доставленных — 137 женщин и 75 подростков, остальные — мужчины от 26 до 40 лет. При этом лиц без определенного места жительства, вопреки ожиданиям многих, среди клиентов за все это время оказалось всего 40.

— Наша работа значительно отличается от той, что проводилась в упраздненном вытрезвителе, — продолжает Редченкова. — Медицинская правовая база намного гуманнее — здесь нельзя ни руки крутить, ни на «ласточку» привязывать. Ко всем посетителям сотрудники пункта медицинской помощи обращаются на «вы». 49% доставленных к нам — это лица в средней степени опьянения, из них каждый четвертый остается у нас добровольно. Остальных мы доставляем к остановке или вызваниваем родственников. Мы также оказываем посетителям медпомощь — либо сами, либо вызываем «скорую». Выдаем индивидуальные трусы, пакеты, тапочки, полотенца, можем чаем напоить.

По словам Редченковой, людей, которые грубо нарушали порядок, оказались единицы — таких отправляли в милицию. Кстати, в последнее время число посетителей пункта при наркодиспансере стало больше: если в декабре за сутки таковых набиралось в среднем 18 человек, то сейчас — 40.

— У нас предусмотрено 12 мест, 37,5 ставок персонала и круглосуточный пост милиции. На 240 «квадратов» — одиннадцать камер видеонаблюдения. Мы пытались предусмотреть все, даже телефонные переговоры, которые ведутся из пункта, записываются, — добавила главврач областного наркологического диспансера.

По словам Редченковой, на содержание пункта помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения в 2011 году из областного бюджета выделено 9,025 миллиона рублей.

— Конечно, такого рода услуги должны быть возмездными. Но ситуация в Томске была такова, что мы, обжегшись на молоке, дули на воду, — сказал Алексей Севостьянов. — Алкоголизм — это болезнь, и ее нужно лечить, а не калечить. Не секрет, что вытрезвители рассматривались как источник дохода, тому есть масса свидетельств. И поэтому услуги томского пункта помощи лицам в состоянии опьянения — бесплатны.

В свою очередь Елена Редченкова считает, что ставить вопрос об оплате услуг пункта помощи пока рано — для этого необходимо накопить опыт работы хотя бы за год. Пока на базе пункта планируется оказывать платные услуги наркологической помощи населению Октябрьского района.

— Статистика показывает, что 21% из доставленных в пункт помощи — лица, состоящие на учете в наркодиспансере. Из них 10% — алкоголики, 4,6% — наркоманы, 0,9% — допускающие потребление наркотиков, и еще небольшой процент бытовых пьяниц. При этом лишь у немногих был установлен факт употребления наркотиков, у остальных зафиксировано опьянение. По всей видимости, здесь имеет место быть одновременное употребление и алкоголя, и наркотиков. В связи с этим мы введем тестирование на употребление трех видов наркотиков: марихуаны, опия и амфетамина. Я думаю, что результаты будут интересны и специалистам, и законодателям.

Елена Редченкова также подчеркнула, что остальные 80% доставленных пациентов — обыкновенные томичи, которые могли случайно перебрать на каком-то празднике.

— Попытка создать гуманистическую модель вытрезвителя нужна для нескольких целей. Во-первых, чтобы решить проблему, как не замерзнуть в Сибири, если ты пьяный. А во-вторых, чтобы показать, что можно быть гуманным по отношению к людям, которые оказались в такой ситуации, — убеждена главврач областного диспансера.