С 90-х годов власти только трижды шли навстречу дольщикам
Обманывать инвесторов при строительстве жилья в Томской области начали примерно с 1992 года. С тех пор власти не приняли ни одного правила, ни одной нормы, направленных на защиту томских дольщиков. А Федеральный закон об участии в долевом строительстве от 2004 года на территории нашего региона оказался не обязателен к применению. Принятый же в 1993 году ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в Томской области при строительстве жилья тоже оказался «лишним».
На территории Томской области практически исключены из применения в сфере жилищного строительства ряд статей УК РФ: «мошенничество»; «присвоение или растрата денежных средств»; «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»; «легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем»; «приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»; «злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»; «неправомерные действия при банкротстве»; «преднамеренное банкротство»; «фиктивное банкротство».
Областная дума под председательством строителя Бориса Мальцева с 1994 года не приняла ни одного закона, результатом которого стало бы реальное улучшение ситуации в сфере жилищного строительства. Тем же самым может «похвастаться» и дума Томска, проработавшая пять лет, с 2005 по 2010 годы, под председательством строителя Александра Чуприна.
В 2002 году в области был создан «Союз строителей». Провозглашая важность строительной отрасли, за все это время данная организация не провела ни одного заседания по решению проблем жилищного строительства с участием представителей этой отрасли и первыми лицами региона.
В 2007 году были приняты «Генеральный план Томска» и «Правила землепользования и застройки Томска». Эти документы должны были дать толчок развитию строительства в городе. Но они принимались без участия «Союза строителей». То есть их обсуждение в среде строителей не было обязательным. Спустя четыре года мы получили закономерный печальный результат формального подхода — оба документа «умерли».
Вот уже 20 лет мы живем в условиях рынка. Томская область — единственная среди соседей, которая не имеет своего цемента. Проекты есть, сырье есть, потребность есть, технологии есть, деньги есть, разговоры есть, а цемента — нет.
Томская область — единственная среди соседей, которая не имеет собственного производства строительного металлопроката. Металлолом есть, энергия есть, мощности есть, деньги есть, а арматуры — нет. Между тем, наш металлолом эшелонами отправляем в Кемерово и в Китай.
Томская область — единственная среди соседей, которая не имеет своего строительного стекла, рубероида. Сырье есть, разговоры есть, а стекла, рубероида — нет.
Имея возобновляемый ресурс — лес и заготавливая его на 3% от возможного объема, мы при возведении жилья применяем окна из запрещенного в Европе пластикового профиля. Там из экологических соображений используют дерево.
Имея на трех жителей области один квадратный километр территории, мы застроили в Томске каждый свободный пятачок земли, создав нехватку детских площадок, парковок, стадионов, дорог, газонов, скверов...
Никакого единого плана развития Томска с 1992 года так и не было принято. Недавно утвержденный документ, по выражению Бориса Мальцева, на самом деле — «план смерти».
Вместо того чтобы все свободные деньги направлять на строительство жилья, депутаты занимались перекачиванием денег из местного бюджета в московские банки, называя это субсидированием процентной ставки. Тем самым, они не давали банкам снижать процент по ипотеке.
С целью подогрева цен на строящееся жилье аукционы по выделению земли проводятся таким образом, чтобы участки доставались тем, кто обязуется построить дома как можно дороже. А выкупная цена земли потом перекладывается на плечи дольщиков.
За счет дольщиков строились километры коммуникаций, подстанции, которые потом безвозмездно передавались коммунальщикам и энергетикам. Затраты же включались в стоимость жилья.
Последний «гвоздь в крышку гроба» томского жилищного строительства «вбил» в декабре 2008 года и.о. мэра Николай Николайчук, подписав постановление, согласно которому строители должны платить десятки миллионов рублей за технические условия на подключение к воде и канализации. Данные поборы назывались инвестициями в якобы реконструируемые томские коммунальные сети. Сети так и не реконструировали, но «контрольный выстрел» в жилищное строительство был сделан. Именно это постановление «заморозило» большинство томских строек в начале 2009 года.
Налоги, аренда земли с 2003 по 2008 годы выросли в абсолютном выражении в несколько раз.
Что мы в итоге имеем? Девять крупных строительных компаний в предбанкротном и банкротном состоянии. Около ста брошенных и не начавших строиться домов. Около пяти тысяч обманутых инвесторов жилищного строительства. И их число, если посмотреть на договоры с застройщиками, которые нам приносят дольщики, может возрасти. Сотни заявлений в прокуратуру и ОБЭП от обманутых томичей остались «без ответа». Сфера строительства жилья в регионе поделена между «придворными бизнесменами». Чужим без высочайшего изволения делать тут нечего. Они просто не смогут оформить разрешительную документацию и отбиться от орды пристрастных проверяющих.
Цена на строящееся жилье в Томске подскочила с десяти тысяч за квадратный метр в 2004 году до 55 тысяч в 2008-м. И в настоящее время содержит в себе не менее 50-процентную коррупционную составляющую. Для сравнения, жилье в Кемерово стоит почти в два раза дешевле. На деньги, вырученные от продажи жилья в Томске, можно купить равнозначную жилплощадь даже на курортах Средиземного моря.
Другие финансовые инструменты, помимо московской ипотеки, в строительстве жилья Томска не развивались. Для снижения себестоимости власти даже не пытались объединить строительную индустрию в подобие финансовой группы. Выделяемые федеральные деньги и имеющиеся средства местного бюджета зачастую вверялись немощным, но родным строителям для латания их прежних растрат.
С 1992 года только трижды от власти звучали разумные предложения для улучшения положения в сфере строительства жилья.
Первый раз — в 2006 году, когда областные депутаты обсуждали тему привлечения прокуратуры для контроля над сбором и расходованием средств дольщиков. Поговорили, а в решения записать «забыли».
Второй раз случился, когда Николай Николайчук, будучи и.о. мэра, перед выборами заверял: те, кто задерживают стройки, новых разрешений не получат. Став мэром, он снова выдает их горе-строителям. А как же, ведь они — надежда и опора!
Третий раз произошел, когда депутаты направляли бюджетные деньги для субсидирования процентной ставки ипотеки. Последние пару лет немного денег они начали направлять строителям в качестве первоначального взноса по ипотечным займам льготников. Но эта мера — лишь капля от тех возможностей, которые могут использовать томские власти для решения проблем строительной отрасли.
Для обеспечения жильем томичей в нашей богатейшей области есть все. Не хватает только решительности в действиях и воли в достижении результата.
Руководитель общественной организации «За крышу над головой» Юрий Федораев
На правах рекламы