24 ноября, воскресенье
-5°$ 102,58
Прочтений: 4763

Повышение тарифа пока «проехали»

Фото: vtomske.ru

Сразу после новогодних праздников получила продолжение одна из самых животрепещущих тем прошлого года — повышение тарифа на проезд в маршрутках.

Последний раз цены на проезд в маршрутном транспорте менялись в августе 2009 года — тогда они выросли с девяти до 12 рублей. Однако спустя полтора года частные перевозчики вновь сочли установленные тарифы заниженными и заявили, что их устроит повышение стоимости проезда до 15 рублей. При этом пенсионеры должны будут платить не восемь, а десять рублей. А накануне председатель совета директоров «Транспортного управления» Александр Ткачук заявил, что проезд в маршрутках может подорожать уже в феврале.

Напомним, в ноябре 2010 года маршрутники отправили открытое письмо на имя председателя гордумы Сергея Ильиных с просьбой поднять стоимость проезда. После чего городские парламентарии предложили администрации проанализировать показатели сферы перевозок и представить их в парламент Томска.

Члены комитета городского хозяйства на основе представленных показателей не увидели необходимости повышать цену проезда в маршрутках и приняли решение создать рабочую группу для решения данного вопроса. А в декабре перевозчики направили обращение о необходимости пересмотра тарифов на имя мэра Николая Николайчука.

По словам юриста «Транспортного управления» Ольги Романовой, обращение перевозчиков было зарегистрировано в мэрии 21 декабря. Однако заммэра Максим Резников в интервью местной телекомпании заявил, что маршрутники с просьбой пересмотреть тарифы в администрацию официально не обращались. Но в пресс-службе муниципалитета нам подтвердили, что письмо все же было.

Между тем, Александр Ткачук, говоря о возможном повышении тарифа, заявил, что к этому решению частники пришли совместно с мэрией. Правда, он отказался назвать, с кем именно перевозчики договаривались. Не стал комментировать нам ситуацию и председатель профсоюза работников автотранспорта Томской области Дмитрий Салин, сославшись на то, что общественности ему сказать пока нечего.

Зато председатель гордумы Сергей Ильиных прямо заявил, что информация о возможном повышении тарифа с февраля не соответствует действительности. Несмотря на то, что решение о его изменении находится в компетенции мэра, спикер от имени городских депутатов сказал, что в стороне от решения вопроса они не остаются.

По словам Ильиных, накануне он обсуждал его с городскими депутатами, представителями мэрии и областной администрации. Рассматривались два экономических обоснования по повышению тарифов. Одно из них предоставили перевозчики (и это, по словам Ильиных, оказались расчеты по состоянию аж на 2008 год!), второй документ был подготовлен мэрией.

— При прошлом повышении тарифов было заключено не только джентльменское, но и письменное соглашение между мэрией и частными перевозчиками, — пояснил Сергей Ильиных. — Мэрия повысила тариф, а перевозчики пообещали повысить качество обслуживания. На сегодняшний день мы не увидели выполнения этих обязательств.

Как отметил спикер гордумы, в экономических обоснованиях по повышению тарифа, представленных перевозчиками, учтена зарплата кондукторов. Хотя они присутствуют далеко не во всех автобусах. Кроме того, нет никаких данных по пассажиропотоку — а в расчетах величина затрат на один рейс делится на количество пассажиров, которые им обслуживаются. И именно так формируется тариф.

— В обосновании перевозчиков стоимость одного рейса разделена на 66 пассажиров. А сколько их было фактически? Разделим на 120 пассажиров — и будет в два раза меньше тариф, на 240 — в четыре раза меньше, — продолжил Сергей Ильиных. — Неужели можно сделать выводы о затратах на рейс, анализируя лишь один маршрут? В документах, представленных перевозчиками, проанализирован кольцевой маршрут №14. Многие специалисты считают, что за один рейс этот маршрут перевозит гораздо больше пассажиров, чем 66. Поэтому обоснованность вывода перевозчиков, что себестоимость маршрута составляет ту или иную величину, у меня вызывает сомнения.

Более того, отметил председатель гордумы, расчет, сделанный мэрий и перевозчиками практически с одинаковым подходом, дал совершенно разные результаты. По подсчетам маршрутников, цену нужно поднять до 22 рублей (и это — по итогам анализа ситуации в 2008 году). У мэрии же получились совсем другие цифры.

В заключение Сергей Ильиных заявил, что мэрия и гордума после первого обращения перевозчиков договорились, что администрация не будет принимать решение об изменении тарифа без обсуждения с депутатами. «Более того, позиция муниципалитета, озвученная на вчерашнем совещании по тарифам, — повышать цены после того, как на рынке перевозок будет наведен порядок», — сказал спикер.

Пока выясняется, чья же договоренность — между мэрией и перевозчиками или между мэрией и гордумой — сыграет в решении этого вопроса определяющее значение, некоторые томичи вскоре почувствуют на себе изменение тарифов на проезд. Это касается стоимости поездки на междугородных и пригородных маршрутах, которая возрастет на 16% с 15 января. Правда, последний раз расценки на перевозки в области менялись два с половиной года назад — в июне 2008 года. Городские же перевозчики хотят, чтобы тариф на проезд в маршрутках повышали ежегодно в плановом порядке.