Молодым ученым мешают лень и незнание языка
Сегодня в Томске открылся II Форум молодых ученых Сибири. На мероприятие съехались более 150 участников из десяти стран мира. В течение недели они будут дискутировать на заданную в названии форума тему — «Международное и межрегиональное сотрудничество: новый взгляд на развитие карьеры молодого ученого». О том, с какими проблемами сегодня сталкиваются начинающие исследователи и как их решить, в агентстве «Интерфакс» рассказали организаторы события.
Первый форум состоялся в нашем «умном» городе в прошлом году. Тогда мероприятие прошло под лозунгом «Треугольник знаний — образование, наука и инновации». Нынче за основу была взята не менее актуальная тема — сотрудничество между регионами и странами в сфере науки. Речь идет, в первую очередь, о молодых кадрах.
Проблемами начинающих исследователей в нашей стране занимается Российский союз молодых ученых (РосМУ). Он представляет РФ в Европейской ассоциации «Евродок», объединяющей 304 национальные организации молодых ученых из 33 стран Европейского Союза и государств-членов Совета Европы. Представители «Еродока» и РосМУ приехали на томский форум, чтобы поделиться опытом и узнать, что мешает молодым ученым из разных стран наладить более тесное сотрудничество.
Как выясняется, прежде всего этому мешает незнание языка. Без него, говорит председатель Совета Российского союза молодых ученых Александр Щеглов, молодой ученый не может поехать в другую страну, оформить заявку на получение гранта и даже найти всю необходимую информацию для участия в том или ином зарубежном конкурсе.
В свою очередь ведущий эксперт отдела по работе с международными программами и фондами ТПУ Елена Рыбалкина убеждена: всему виною обычная лень, которая мешает молодым исследователям реализовать свои возможности в полной мере.
У президента «Евродока» Изабеллы Станиславичун, которая приехала на форум в качестве европейского эксперта, свое видение этой проблемы.
— В Европе существует хартия исследователей. Она была утверждена в 2005 году Еврокомиссией. Данный документ охватывает такие важные темы, как международная мобильность, стажировки ученых за границей, их будущее трудоустройство. Больше тысячи институтов по всей Европе подписали хартию. В России это сделал только ТПУ.
По словам Изабеллы Станиславичун, отличие европейской политики государства в отношении молодых ученых от российской в том, что там исследователей сопровождают на протяжении всей их карьеры. Им создают максимально благоприятные условия для исследовательской работы. Что касается России, то сюда молодые ученые боятся ехать, поскольку не знают, что их ждет.
— Когда ученый едет в российский вуз, зачастую он толком не знает, что это за университет, как он будет здесь работать, как защищены его интеллектуальные права, обустроен быт и так далее, — говорит Елена Рыбалкина. — Хартия, о которой рассказала Изабелла, позволяет зафиксировать эти моменты и обеспечить своеобразную правовую преемственность.
На форуме представители вузов Сибири смогут ознакомиться с европейским документом и при желании подписаться под ним. В дальнейшем, говорят организаторы мероприятия, эта тема будет обсуждаться на аналогичных встречах в других федеральных округах. В итоге планируется выработать российский вариант хартии.
По мнению председателя совета Российского союза молодых ученых Александра Щеглова, тезисы, прописанные в европеской хартии актуальны для России. «Там написаны весьма здравые вещи, которые позволяют в случае эксклюзива более эффективно и правильно организовать работу ученых», — отметил он. РосМУ сейчас рассматривает возможность присоединения к хартии. Однако, уверен Щеглов, более актуальным является подписание документа вузами и научно-исследовательскими институтами.
— Хартия определяет условия работы научных сотрудников. А у нас как таковых работающих сотрудников нет. Мы объединяем людей из этой сферы, но не занимаемся научной деятельностью, — пояснил он. — Целесообразнее разработать кодекс правил, определяющий условия работы молодых ученых, которые соблюдали бы все вузы и НИИ России.
Как для нашей страны, так и для Европы остаются актуальными вопросы поддержки семей молодых ученых, финансовая помощь в сфере их разработок, а также «утечка мозгов». Хотя сегодня этот термин несколько устарел — вместо него принято употреблять выражение «циркуляция мозгов».
— Современная Европа делится на страны, которые входят в состав ЕС, и те, кто туда не попал. Статистика показывает, что молодые ученые стремятся уезжать в государства-члены Евросоюза. Также существует проблема миграции исследователей с востока на запад и с юга на север. Многие предпочитают Европе Америку. Задача властей — решить эти вопросы к 2030 году, — говорит президент «Евродока» Изабелла Станиславичун.
Актуальна проблема «циркуляции мозгов» и для России. Правда, нынешний отток молодых ученых не сравнить с 90-ми годами прошлого века — тогда талантливые кадры уезжали из страны сотнями. Сегодня процесс замедлился, но причины отъезда на чужбину не поменялись.
— Конечно, условия для научной работы за границей лучше наших, — признает Александр Щеглов. — Значит, надо менять политику в отношении ученых, работать над созданием более привлекательных условий на родине. Какие-то попытки предпринимаются. Например, не так давно Минобрнауки объявило среди российских ученых конкурс на получение многомиллионных грантов. Цель достигли — победители остались в России, будут работать здесь, развивать свои научные школы. Но это — единичные случаи. Нужно решать вопросы не только по оплате труда, но и по уровню жизни. Сюда входят социальные показатели, уровень преступности, финансирование проектов, доступность ресурсов… Когда по всем этим критериям Россия «подтянется», интерес к работе здесь значительно возрастет.