Вот и приговорили... (фото)
Такого наплыва журналистов областной суд не знал давно. По признанию работников ведомства, сегодняшее заседание напомнило им 2008 год, когда выносили приговор участникам банды Орлова. Нынче же решалась судьба бывшего мэра Томска Александра Макарова и подводились итоги судебного процесса, длившегося больше двух лет.
В зале заседаний не было свободных мест. Большинство присутствующих — журналисты, остальные — многочисленный конвой, гособвинители, родственники и сами подсудимые. Начало оглашения приговора задерживалось — опаздывали адвокаты Александра Макарова. В итоге заседание началось не в три часа, а минут на 15-20 позже.
Приговор бывший глава города слушал из-за решетки камеры для подсудимых. Его родственница Нина Егоренкова, проходящая по делу обвиняемой, находилась непосредственно в зале. В отличие от Макарова, до вынесения приговора она находилась на свободе, поскольку за нее был внесен залог в три миллиона рублей. Александру Макарову залог не грозил: ранее мера пресечения ему была изменена — с домашнего ареста на заключение в СИЗО. По мнению гособвинителей, даже находясь под домашним арестом, Макаров оказывал воздействие на суд через СМИ и интернет-ресурсы.
Оглашение приговора заняло полтора часа. Судья Анатолий Павлов зачитал все пункты обвинения и свое решение по каждому из них. Изначально эпизодов в деле Макарова насчитывалось девять. Его обвиняли в злоупотреблении служебными полномочиями, получении взяток в особо крупном размере, незаконном участии в предпринимательской деятельности, вымогательстве, а также в приобретении и хранении наркотиков в особо крупном размере. Однако присяжные признали экс-мэра виновным только по семи эпизодам. По двум из них, посчитала коллегия, Макаров заслуживает снисхождения. При этом присяжные сочли недоказанной его вину в получении взятки в 300 тысяч рублей за выделение земельных участков на улице Нахимова, а также в хранении и приобретении наркотиков.
Перед началом заседания гособвинитель Елена Караваева отметила, что 13 лет колонии строгого режима — а именно столько просило обвинение для бывшего главы города — не является максимальным сроком. «По совокупности эпизодов мы могли просить 18 лет тюрьмы. Но при определении срока для подсудимого мы исходили из характеристики его личности, возраста, состояния здоровья, количества благодарственных писем, грамот и т.д. Кроме того, верхний предел сроков по каждому из эпизодов уменьшило снисхождение, которое Макаров заслужил по мнению присяжных», — сказала она.
В то, что бывший глава города получит больше десяти лет, многие верили с трудом. Тем неожиданнее было решение, озвученное судьей Анатолием Павловым — 12 лет колонии строгого режима. С учетом времени, проведенного Александром Макаровым в СИЗО и под домашним арестом, срок сократится почти на три года. Итого экс-мэр, которому в январе исполнится 65 лет, проведет в тюрьме около девяти лет. Его родственница, 63-летняя Нина Егоренкова, приговорена к 7,5 годам колонии общего режима. Ее взяли под стражу прямо в зале суда.
Помимо наказания тюрьмой, подсудимые понесут наказание рублем. Так, Александр Макаров должен будет выплатить штраф в миллион рублей. Кроме того, путем конфискации имущества с него взыщут около 60 миллионов рублей. Еще 626 тысяч он должен выплатить в бюджет Томска — на такую сумму мэрия оценила ущерб от продажи экс-мэром земельного участка под ЦОТ «Киевский».
Что касается Нины Егоренковой, ей назначен штраф в 800 тысяч рублей и выплата миллиона директору строительной компании «Луч» Николаю Лукьянчикову. Помимо этого, она лишена звания полковника милиции. Кроме Лукьянчикова, свой иск Макарову и Егоренковой на сумму чуть более девяти миллионов рублей предъявил один из руководителей строительной фирмы «На Обрубе» Владимир Дунаф.
Свои впечатления присутствовавшие в зале позже охарактеризовали одним словом — шок. Среди тех, кто ожидал гораздо более мягкого приговора — политический обозреватель газеты «Томские новости» Александр Красноперов.
— Мое мнение — это жестокий и бессмысленный приговор. Я думал, что суд учтет возраст экс-мэра и то, что народ трижды избирал его на пост главы города, а это что-то, да значит. Плюс налицо некая неочевидность преступления. Ведь мэр обвинялся не в убийстве. В его случае пострадавшая сторона как бы размыта. Если честно, в идеале представлялось, что срок будет условный. Что ему зачтут три года, проведенных в СИЗО и под домашним арестом, и отпустят. В худшем случае предполагал шесть лет лишения свободы. А тут — в два раза больше! Вспоминается 2006 год, когда экс-депутат гордумы Николай Шульга получил за взятку семь лет колонии строгого режима. Мне непонятно, чего добивается суд такими приговорами? Перевоспитать? Это глупо. Предупредить остальных об ответственности? Это бесполезно. Все знают, что наша страна по взяткам одна из первых в общемировых рейтингах. В чем тогда смысл? У меня одно объяснение — это такая система. Это такое представление в нашем обществе о справедливости — я имею в виду вердикт присяжных и приговор судьи.
Шокирована произошедшим и бывший пресс-секретарь Макарова Ольга Богданова. По ее мнению, экс-градоначальник и его родственница не представляют такой социальной опасности, которой соответствует приговор суда. «Мне особенно жаль Нину Егоренкову. У нас в регионе нет женской колонии, поэтому ей придется отбывать наказание в другом субъекте федерации», — сказала она.
Ранее адвокаты Макарова заявляли, что в любом случае намерены оспаривать решение суда в вышестоящей инстанции. Для этого у них есть десять дней.