24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58
Прочтений: 13205

Экстрим со страховкой (фото)

Фото: из личного архива Михаила Косарева

Если вы заметили на крыше многоэтажки или на краю моста человека, обвязанного веревками, а позади него группу людей, не стоит думать, что перед вами — попытка самоубийства. Эти люди забрались так высоко ради нескольких секунд полета с сумасшедшей скоростью. Имя им — роупджамперы.

Роупджампинг (от англ. rope — веревка, jump — прыжок) — прыжки со страховкой с высоких объектов. Чаще всего это мосты, краны, высотные здания, скалы и иные природные объекты. Основателем этого экстремального вида спорта считается американец Дэн Осман. В 1989 году, пытаясь преодолеть труднопроходимый нависающий участок скалы, Дэн сорвался, повиснув на страховочном тросе. Повторные попытки справиться со сложным участком заканчивались ничем, и он решил, что это — результат страха падения. Тогда ему пришла мысль сознательно прыгать с высоких сооружений с веревкой, чтобы побороть свою боязнь упасть. С каждым разом высота увеличивалась, а «срывы» стали его вторым увлечением.

Дэн Осман погиб в возрасте 35 лет, прыгнув с 330-метровой высоты на динамической веревке в национальном парке Йосемити. Однако начало движения роупджамперов уже было положено.

В Томске последователей известного американского экстремала не так уж много — всего несколько команд. Поскольку в нашем городе нет небоскребов и гор, традиционными местами для прыжков стали заброшенные здания, мосты и металлический трамплин в Академгородке.

Одними из первых роупджампингом в Томске начали заниматься ребята из команды «Airwalk eXtreme Group». Она была образована пять лет назад. В 2008 году к ним присоединился мой друг, человек-энерджайзер Михаил Косарев. До этого одним из его главных хобби был сноубординг. Но однажды знакомые экстремалы пригласили Мишу прыгнуть с веревкой, после чего роупджампинг стал еще одним его увлечением.

— Что меня в нем привлекает? Во-первых, ощущение свободного падения — его ни с чем не сравнить! А во-вторых, преодоление своего страха перед каждым прыжком. Многие новички говорят, мол, я приеду, сразу же прыгну, и мне не будет страшно. На самом деле, страх у всех одинаковый. Вопрос в том, как тот или иной человек может его побороть. У нас бывали случаи, когда приезжали серьезные мужики на большом джипе, очень долго гнули пальцы, а когда мы надели на них «беседку» (альпинистская система, к которой крепятся страховочные веревки — примеч. автора), у них затряслись колени, задрожал голос, и они попросили отпустить их пожалуйста.

Каждый год в Сибири проводятся неофициальные соревнования по прыжкам с веревкой. На такие фестивали съезжаются команды со всей Сибири, в том числе из Томска. Прыжки оцениваются в таких номинациях, как «Лучший акробатический трюк», «Лучший прыжок в тандеме» и т.д. Два года подряд томичи из «Airwalk eXtreme Group» увозили с соревнований главный приз.

Конечно, к вопросу безопасности участники этого экстремального движения относятся очень и очень серьезно. Прежде чем объект будет открыт для прыжков, организаторы проверяют его в течение нескольких месяцев.

— Нефтехимовскую девятиэтажку мы тестировали три месяца в различных погодных условиях, продумывали все возможные ситуации: скидывали с крыши бетонные блоки, сами прыгали, пытались учесть каждую мелочь. Все это нужно, чтобы исключить форс-мажорные ситуации, чтобы система ни в коем случае не подвела. И только после этого мы смогли позволить себе приглашать людей на прыжки. Сначала все желающие прыгали бесплатно. Но цена снаряжения, необходимого для занятий роупджампингом, оказалась слишком высокой. Сейчас мы закупили альпинистского обмундирования тысяч на сто, а такую сумму нашим малым составом никак не потянуть. Поэтому тем, кто хочет прыгнуть, мы предлагаем внести посильную оплату. Однако отмечу, что взносы за прыжки — дело добровольное.

Как правило, желающих прыгнуть со страховкой ребята из «Airwalk eXtreme Group» собирают по выходным, но — только с учетом погодных условий.

— Максимально низкая температура, при которой можно прыгать — минус десять градусов. При более низкой температуре веревки становятся ломкими, а рисковать попусту никто не намерен.

Среди других ограничений — состояние здоровья. Так, к прыжкам не допускаются люди, имевшие травмы спины, сердечные заболевания, психические отклонения, а также находящиеся в алкогольном или наркотическом опьянении. Ну и конечно, человеку должно исполниться 18 лет. Непосредственно перед падением с высоты прыгуны проходят подробный инструктаж и пишут расписку. Мол, прыгаю добровольно и понимаю, что это опасно.

— В любом спорте всегда существует вероятность травм и несчастных случаев. То же самое и в роупджампинге. Конечно, для тех, кто не занимается прыжками профессионально, опасность сведена к минимуму. Если у нас возникнут сомнения в прочности конструкции или в моральном состоянии прыгающего, его просто не допустят к «полету», — поясняет Михаил.

По сути, больше всего рискуют сами организаторы, которым часто приходится висеть на большой высоте, поправляя карабины или завязывая сложные узлы в прыжковой навеске. В прошлом году при проверке нового оборудования произошел несчастный случай — единственный за все время существования команды «Airwalk eXtreme Group».

— 28 июня 2009 года, во время внепланового испытания системы я поленился пристегнуть страховку, — вспоминает Миша. — В тот момент я не думал об опасности, а надо было — ведь тестировал принципиально новую систему и новое оборудование, еще никем не испытанное. В результате я сорвался и упал. Не буду перечислять, что со мной было. Повезло, что остался жив. После этого я уяснил одну важную вещь — нельзя забывать о безопасности ни на секунду.

По словам Михаила, самое опасное для роупджампера — это привыкнуть к высоте, к постоянному ощущению опасности. После привыкания человеку начинает казаться, что с ним уже ничего не произойдет.

— То же самое было и со мной. После нескольких прыжков я привык к высоте. Бегал по краю девятиэтажки и свешивался с нее… И казалось, что ничего не случится. И даже если упаду, то не разобьюсь. Поэтому самое главное — никогда не забывать о своей безопасности. Тогда точно ничего плохого не произойдет.

— Мы часто смеемся над шуткой. Прыгает парашютист с самолета. Летит, дергает за кольцо. Хоп! — первый парашют не раскрылся. Хоп! — запасной не раскрылся. Ну и все! Летит еще три минуты к земле и думает: «Ну все, мне конец…». А роупджампер летит и думает: «Щас натянется веревка, щас натянется, щас натянется!...» Шмяк!

Очередной прыжок Миша совершил спустя ровно год после несчастного случая — 28 июня этого года. «В этот раз было действительно по-настоящему страшно. Намного страшнее, чем в первый раз», — говорит он. Но для того и нужен роупджампинг, чтобы побеждать свои страхи. А ощущение полета никого не оставляет равнодушным, и мало кто останавливается после первого прыжка.