Они спасают жизни...
Об этих людях принято вспоминать, когда стряслась беда. Когда вам или вашим близким нужна немедленная помощь. Когда необходимо принять единственно верное решение, от которого будет зависеть исход ситуации. Речь идет о спасателях.
Томская областная поисково-спасательная служба (ПСС) в следующем году отметит свое пятнадцатилетие. За эти годы, говорит ее руководитель Наиль Бекмухаметов, его подчиненные спасли немало жизней. А начиналось все с трех энтузиастов, которые в 1996 году решили заняться таким ответственным делом, как помощь людям в чрезвычайных ситуациях. Работали трое смельчаков на дому, принимая вызовы по обычному телефону и имея в распоряжении всего один автомобиль.
Статистику вызовов спасатели начали фиксировать с 1997 года — тогда за год они выезжали по тревоге 21 раз. Спустя 14 лет количество вызовов кратно возросло. Так, в прошлом году их насчитывалось 1 591, а с начала нынешнего — уже почти тысяча.
По словам главы поисково-спасательной службы, сегодня под его руководством работают тридцать с лишним человек. При этом зона ответственности спасателей распространяется на всю Томскую область.
— Доезжать до места происшествия мы должны в кратчайшие сроки, — поясняет руководитель ПСС. — Летом на сбор спасателей дается 40 минут, зимой час. А поскольку порой ехать приходится очень далеко, рассматривается вопрос создания филиала нашей службы в Асиновском районе. Таким образом, под «прикрытием» также окажутся Первомайский, Зырянский и Тегульдетский районы.
— На чем специализируются спасатели? В нашей службе — почти на всем, — смеется Наиль Бекмухаметов. — Каждый у нас, как говорят, и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Он и газоспасатель, и действовать при разливах нефти обучен, и водолаз, и альпинист… В общем, всего понемногу.
Чтобы стать спасателем, говорит Наиль Бекмухаметов, надо быть им в душе. Нужно действительно хотеть помогать людям. Иначе в сложной ситуации человек не сможет побороть эмоции, не сможет быстро принять решение, не сможет рискнуть жизнью, если придется. И тогда те, кого ты должен спасти, могут погибнуть. К счастью, отмечает руководитель ПСС, такого за годы его работы еще не случалось.
Помимо желания помогать, спасатель должен иметь хорошую физическую подготовку и обладать рядом навыков и умений. Для начала желающий влиться в дружный коллектив ПСС должен пройти курсы подготовки спасателей. После принятия на службу его ждут постоянные испытания — не только во время выездов, но и на дополнительных обучающих занятиях. Раз в три года сотрудник службы должен проходить аттестацию. Если не подтвердит квалификацию, лишится статуса спасателя, и все придется начинать сначала.
— Сегодня у нас 75 процентов сотрудников — спасатели высшего класса и один — международного, — с гордостью рассказывает руководитель ПСС. — Чем больше класс, тем больше профессий должен иметь спасатель. Международный, например, должен владеть семью из них, знать иностранный язык и участвовать в международных спасательных операциях. Я уже не говорю про различные соревнования, в которых мы должны участвовать.
Так, в сентябре томичи участвовали в открытых международных соревнованиях по многоборью спасателей поисково-спасательных формирований МЧС России на Кубок Сибири. Они проходили в природном парке Ергаки Красноярского края. Как признался глава ПСС, обычные соревнования — это изнурительный труд. А соревнования спасателей — это, помимо физических нагрузок, еще и имитация чрезвычайной ситуации. Только усложненной в несколько раз.
— Даже во время реальных происшествий бывает проще, чем на таких соревнованиях, — делится опытом руководитель томских спасателей. — В ходе нынешних состязаний наши ребята лишь с четвертого раза вышли на скальный этап. Не потому, что они плохо готовы. А потому что в горах очень жесткие природные условия. Один раз пошли — обледенело все: скалы, веревки, снаряжение. Пришлось ребятам этап приостановить, вернуться. А, между прочим, на этап выйти — это не так-то просто. Это два часа едешь на автобусе в горы, потом полтора часа идешь пешком, затем полчаса лезешь на гору, на старт. И это — только малая часть того, что входит в программу соревнований.
Порой серьезные происшествия случаются прямо в ходе соревнований. И тогда спасатели перемещаются из условной ситуации в самую что ни на есть реальную. Так было, например, в 2006 году. Сотрудники областной поисково-спасательной службы прибыли в республику Тыва на состязания. В это время там случилось ЧП — автобус с пассажирами упал в пропасть. Тогда томичи были в операции по спасению людей.
Последняя наиболее сложная чрезвычайная ситуация, в условиях которой пришлось работать сотрудникам ПСС, произошла весной — речь, конечно же, о паводке. К нему, говорит Наиль Бекмухаметов, служба начала готовиться еще осенью. Изучив прогнозы ученых, решено было приобрести дорогую, но очень нужную вещь — снегоболотоход. Его потом применяли для прохождения наиболее трудных участков.
— Если бы в области не начали готовиться к паводку заранее, жертв было бы не избежать, — уверен Наиль Бекмухаметов. — Но дело не только в том, насколько оперативно и слаженно работают наши специалисты. Дело и в самих жителях. Некоторые относятся к предупреждениям о возможном возникновении ЧС несерьезно. Возьмем, к примеру, Черную Речку. Населению говорили — готовьтесь, вас затопит. Нет, люди до последнего сидят, а потом звонят нам — срочно приезжайте! В итоге спасателям приходится прилагать поистине героические усилия, чтобы спасти людей. А когда вода за 15 минут поднимается на два-три метра, по ней несет бревна, куски забора, а то и целые постройки — работа спасателей превращается в сплошной риск.
Все вызовы, поступающие в поисково-спасательную службу, можно условно поделить с учетом их сезонности. Так, для лета характерны происшествия на воде и поиск заблудившихся грибников. Осень — это пора просушки погребов, из-за чего случается немало трагедий. Не зависит от времени года количество вызовов на ДТП и на вскрытие случайно захлопнувшихся дверей.
— В лесу, как правило, теряются люди, которые не подготовились к длительной прогулке в малознакомой местности. Возьмем пример с бабушками-грибницами, которых мы искали двое суток. В свои 80 лет они оказались умнее многих — взяли с собой компас, два заряженных телефона, с помощью которых мы их и выводили из лесу. Кстати, чаще всего люди теряются в районе между Кисловкой, 86-м кварталом и Березовой речкой. Мы зовем это место «бермудский треугольник».
Некоторые ситуации с грибниками относятся, скорее, к курьезным. Или, как минимум, заставляют задуматься.
— Женщина приехала в гости к сыну-студенту из другого города. Решили они в последние несколько часов перед ее отъездом сходить по грибы. И пошли не куда-то, а в лес около Кисловки. Причем оба местность не знают. Нашли мы их только через два дня... Еще был случай. Мужчина поехал в лес на машине, c GPS-навигатором. В итоге заблудился и даже машину найти не смог. Ну купил ты навигатор, так научись им пользоваться! В итоге наш сотрудник с помощью такого же навигатора его и выводил. Другой грибник поразил нас своей смекалкой. Парень пошел за грибами и заблудился. Нашли мы его через несколько часов. Выходит из лесу — в одном нижнем белье. Мы спрашиваем, что случилось. Он — а я одежду на разведение огня пустил. И такое бывает.
Наиль Бекмукаметов признается, что спасатели занимаются и внебюджетной деятельностью. Так, вскрытие квартир, извлечение животных и т.п. — это платные услуги. За счет них был увеличен штат сотрудников и приобретено нужное снаряжение. При этом глава ПСС замечает, что не в деньгах счастье. Главное «богатство» — это люди, готовые взять на себя ответственность за чужие жизни, рискуя своей.