24 ноября, воскресенье
-5°$ 102,58
Прочтений: 6080

Паркур на томский лад (фото)

Фото: tracers.tomsk.ru

Трейсеров — молодых людей, которые занимаются паркуром — в Томске можно увидеть довольно часто. Большую часть года они тренируются в закрытых помещениях, а самая горячая пора у них начинается именно летом, когда тренировки проходят в самой что ни на есть естественной для них среде — на улице.

Паркур — это преодоление препятствий, максимально быстрое и максимально красивое. При этом можно выбирать как сами препятствия, так и способ их преодоления. Именно поэтому некоторые трюки оттачиваются годами — не потому, что они сложные, а просто условия для их выполнения на разной местности никогда не бывают одинаковыми.

Первая команда любителей паркура в Томске — «RusH HouR» — образовалась в 2006 году, сейчас их в городе уже около восьми. Все они, а также немногочисленные трейсеры-одиночки, полтора года назад организовались в томское отделение «Street Style Club» — это неформальное движение паркурщиков по всему Сибирскому Федеральному округу.

А началось все со встречи единомышленников в Интернете. Позже любители паркура создали специализированный форум tracers.tomsk.ru, который объединяет более 400 трейсеров из нашего и других городов.

— Несколько лет назад я увидел статью про француза Давида Белля, одного из основателей паркура, и тоже решил попробовать. Собрал пятерых желающих, и мы пошли на «Буревестник». Поначалу это все не очень серьезно выглядело — так, по сугробам прыгали... То есть, убого все сперва достаточно было. Но нам хотелось заниматься паркуром всерьез, — вспоминает один из основателей паркур-движения в Томске Владимир Ковальский.

Трое энтузиастов сразу отсеклись, остались только самые идейные. Потом к ним через знакомых и все тот же Интернет присоединились еще около двадцати ребят, однако в костяк команды прочно вошли только пятеро. Сперва трейсеры занимались в подвальном помещении, которое для таких занятий было совсем не предназначено — очень низкие потолки, бетонный пол, однако в Сибири зимой на улице, где и зародился паркур, сильно не потренируешься.

— Вообще, в зале удобнее отрабатывать движения: на маты ведь куда удобнее падать, чем на землю. И мы всему фактически сами обучились, а трюки изучали по видеороликам выступлений. Тогда еще не было туториалов — видеоуроков, они только года через полтора появились, мы уже к тому времени это все умели. А когда только в зал пришли, нам пожилой тренер по гимнастике помог, много дельных советов дал, как лучше то или иное движение выполнять, — рассказывает Владимир.

Вот уже два года, как томские трейсеры стали преподавать искусство паркура сами. По словам Владимира, главным требованием для этого является наличие хоть какой-то физической подготовки. Это необходимо, чтобы суметь выполнить в итоге не один трюк, а серию — куда зрелищнее, когда человек преодолевает сразу несколько препятствий, но это требует куда больших усилий. Кроме того, многие фигуры в паркуре делаются не просто, чтобы перепрыгнуть препятствие, но и чтобы «долететь» куда-то.

— Приходят иногда «грибы», которые до этого только за компьютером целыми днями сидели. С ними сложно, часто непонимание возникает — я от них требую, чтобы они какие-то физические нагрузки выполняли, а им прыгать охота. А тут же без базы никуда, без подготовки только ноги себе поотшибаешь — и все, напрыгался. Силовые тренировки нужно проводить хотя бы раз в неделю, а лучше три для выработки выносливости. Да так, чтобы потом дома лежал и все болело, — убежденно говорит трейсер.

Не стоит забывать, что в паркуре высок риск того, что «полет» обернется травмой. По словам Владимира, часто трейсеры «страдают» растяжениями, ушибами, мозолями — все, как и в любом другом виде спорта.

— Чтобы не было серьезных травм, нужно к трюкам подходить с умом. Я, как тренер, хорошо вижу: если человек не умеет ничего, то ему сначала надо дать базу, затем — самое подводящее упражнение. И лишь когда я убедился, что у него начинает что-то получаться, его можно учить настоящему паркуру, — поясняет Владимир.

Трейсеры стараются бороться с травматизмом в своей среде превентивно — успешно тренируя новичков и совершенствуясь сами, основной упор на всех занятиях делая именно на обучении. Для этих целей паркурщики уже полгода снимают специально оборудованный спортивный зал. Сейчас, пока лето и можно совершенствоваться на улице, не рискуя ничего себе отморозить, сюда ходит человек десять. Но уже осенью одного зала для растущего числа последователей Давида Белля уже маловато — трейсеров становится все больше, в том числе — за счет иногородних студентов. А между тем в зале помещается от силы двадцать человек.

В дальнейшем ребята планируют обустроить собственное помещение, к которому у них будет постоянный доступ — на тренировки все приходят в разное время, а собственный зал снимет проблему аренды помещения на какое-то определенное время, когда приходится подстраиваться под каждого.

— Для подобных занятий нужны большие пространства. Красноярцам в этом смысле очень повезло: там за три года отстроили громаднейший спорткомплекс для экстремальных видов спорта. Для паркура там есть большие тренажеры, и по ним можно сколько угодно лазить, прыгать — в общем, очень много возможностей для развития. В нашем зале в Томске я, например, порой боюсь какие-то трюки делать, а в Красноярске для их выполнения есть все условия, и можно научиться чему-то новому. От условий вообще ведь очень многое зависит.

А чтобы в нашем городе появились необходимые условия для развития, паркурщикам, как всяким молодым, бедным и очень талантливым людям, необходимо найти спонсора. То же самое касается популяризации паркура и томского Street Style Club в частности среди молодежи по всей стране. По этому вопросу в среде трейсеров пока нет однозначного мнения. Дело в том, что философия паркура гласит — никаких соревнований, все занятия проводятся только для самосовершенствования. Но для привлечения внимания, в том числе со стороны спонсоров, показательные состязания просто необходимы.

— Есть трейсеры, которые к этому спокойно относятся, а есть те, кто при слове «соревнования» сразу на дыбы встает. Но ведь развиваться же как-то надо, зима у нас длинная — нужен зал, а чтобы он был, надо, чтобы все о нас знали, — размышляет Владимир.

Ребята из томского клуба трейсеров регулярно посещают самые различные мероприятия, посвященные паркуру. Среди них — первый сибирский фестиваль паркура и семинар одного из основателей этого движения Себастьяна Фука.

— Очень полезно ездить в другие города, общаться с другими трейсерам — быстро набираешься опыта, практикуешься, приезжаешь — и ощутимо уровень подскакивает. Плюс в других городах можно подойти к более опытным спортсменам и спросить, что и как делается, они покажут все тонкости, и это гораздо лучше, чем самому по видеороликам учиться. Но мы пришли в итоге к тому, что надо делать фестивали у себя, в Томске. Хотя вообще, в наш город везти людей не очень привелегированно — и сам он не очень большой, и спотов —мест, где заниматься можно, не очень много. Но мы будем к этому идти. Первый опыт подобных мероприятий был в этом году — открытие сезона в мае у «Томских товаров». Мы пригласили туда десять самых «лютых» трейсеров из других городов, которых и мы, и весь мир по роликам в Интернете уже давно знает — и все получилось. А для томского уровня, без ложной скромности — вообще очень круто вышло.

Для трейсеров побеждать трудности — дело привычное, недаром паркур очень часто называют не просто экстремальным видом спорта, а стилем жизни, понимая под препятствиями не только пересеченную местность, но и жизненные обстоятельства. Так, сам Владимир Ковальский, получив травму в 2008 году, весь прошлый год восстанавливал ногу и фактически не мог тренироваться, но любимое занятие не бросил. Говорит, что это для него — уже дело принципа.

— До паркура я занимался и легкой атлетикой, и плаванием, потом ушел в туризм, затем в альпинизм. И в любом виде спорта тренер от тебя требует результат — чтобы ты пришел на соревнования и показал, что ты круче всех. Здесь же ты занимаешься для себя, и результаты — только для себя. То есть нет никаких рамок, в отличие от той же легкой атлетики — вот бег, вот две полоски, и ты бежишь между ними — ни вправо, ни влево отступать нельзя. А здесь — свобода действий, полет фантазии, и ты ограничен только собственными возможностями, которые можно совершенствовать бесконечно...

Вот такое преодоление препятствий по-томски. Максимально быстрое, максимально красивое.