Если вдруг открылись люки...
Опасность провалиться в канализационный люк в нашей стране относится к категории бед, о которых человека предупреждают с детства. И на то есть свои причины. Например, в Томске сегодня насчитывается более пятисот канализационных колодцев, которые представляют угрозу для жизни и здоровья горожан. Причем расположены они не в темных лесах, а рядом с жилыми домами, местами отдыха, на проезжей части, около школ и садиков.
Если наступить на край плохо закрытого люка, он может повернуться ребром. В этом случае человек не падает в канализацию, но получает опаснейший удар в пах. В таких колодцах часто застревают машины, в них проваливаются домашние животные. Но чаще всего жертвами халатности взрослых становятся маленькие дети. Город еще не забыл ужасный случай, который произошел в сентябре прошлого года на стадионе школы №5. Двухлетняя девочка гуляла с родителями, наступила на деревянную крышку, закрывающую сливную яму, провалилась в нее и утонула в нечистотах. А ведь по правилам безопасности на колодце должна была быть установлена чугунная крышка. В этом году ситуация с открытыми колодцами по-прежнему оставляет желать лучшего.
— У нас весь год открыт люк прямо напротив подъезда. То есть выходишь из дома и сразу же натыкаешься на эту дыру, — жалуется жительница третьего микрорайона Елена. — Все местные жители знают об этой «достопримечательности», поэтому опасный участок обходят стороной. А как быть тем, кто не в курсе этой ямы, особенно это касается маленьких ребятишек? Недалеко от библиотеки, которая находится рядом с нашими домами, есть еще один открытый люк. Куда мы только не звонили — все бесполезно. В управляющей компании говорят, что это не их хозяйство, и оправляют нас в мэрию. А там отвечают, что сначала нужно выяснить, кто хозяин колодца…
Аналогичную историю рассказала томичка Ирина, которая живет на улице Алтайской.
— Уже не первый месяц я наблюдаю открытый люк прямо напротив аптеки на Алтайской, 105. Этот дом обслуживает УК «Центральная», мы просили их что-нибудь сделать, но уже полгода тишина.
Как пояснили в мэрии, на сегодняшний день в Томске нет организации, которая бы легитимно отвечала за ремонт и техническое состояние канализационных люков.
— Все колодцы находятся в собственности департамента городского хозяйства, — говорит заместитель начальника ведомства Андрей Маркин. — Но обслуживаем мы только колодцы ливневой канализации, остальные находятся в аренде у «ТГК-11», ГТС, МУП «ТЭК» и других энергоснабжающих организаций города. Они отвечают за содержание и безопасность своих колодцев. Сегодня мы готовим инвентаризацию всех городских люков, однако это не так просто. Только на проспекте Ленина находится тысяча колодцев, а в ведении «Томского энергокомплекса» — 17 тысяч. Представьте, сколько их наберется по всему городу!
На сегодняшний день крышки на томских колодцах напоминают коллекцию нумизмата — есть с эмблемой 400-летия Томска, с инициалами «ТГК-11», есть совсем старые, которые были изготовлены в начале 90-х годов, есть даже ретро-крышки, сделанные во времена Советского Союза. Тогда каждая крышка имела свою маркировку. Например, буква К обозначала канализацию, В — водопровод, Д — дождевую канализацию, ГТС — городскую телефонную сеть, Г — пожарный гидрант. В этом году, сообщил Андрей Маркин, в рамках очередной кампании по ремонту дорог, на всех колодцах города будут установлены крышки нового поколения.
— Такие крышки исключают возможность их кражи, так как на них установлено специальное запирающее устройство. И в этом году, помимо закупок в Новосибирске, мы стали приобретать люки у нас, на томском чугунолитейном заводе. Почему до этого времени город закупал эту продукцию у соседей, не знаю. Ведь наш чугунолитейный завод выпускает свою продукцию в соответствии с российским и общеевропейским стандартами. Здесь изготавливают люки «на все случаи жизни» — для газонов, пешеходных переходов, тротуаров, автостоянок, магистралей, городских дорог с интенсивным движением и даже для взлетных полос и доков. И для нас она, конечно, дешевле, чем Новосибирская.
Кроме этого, говорит Маркин, в Томске есть несколько десятков ничейных люков, за ремонт которых никто не отвечает, поскольку устанавливались они еще в советское время. Чтобы сегодня определить нового хозяина таких колодцев, жители соседних домов должны сообщить о них в департамент городского хозяйства. После этого люк осмотрят, составят техническое заключение, а потом передадут данные в департамент экономического развития. Но и это еще не все: ведомство в свою очередь передаст информацию в управление федеральной регистрационной службы. После чего чиновники будут ждать еще год — на тот случай, если нерадивый хозяин бесхозного колодца все-таки объявится. Если этого не произойдет, тогда колодец будет передан в собственность города.
Вторая причина наличия таких «черных дыр» на территории областного центра в том, что чугунные крышки от канализационных колодцев до сих пор являются лакомой добычей для воров. И хотя в милиции говорят, что сдать такие крышки в пункт приема металла сегодня практически невозможно, открытых люков с каждым годом становится все больше. Коммунальщики решают эту проблему несколькими способами. Если похищена крышка люка, расположенного на газоне или малолюдном тротуаре, то образовавшееся отверстие закрывают сверху круглой или квадратной железобетонной плитой — называть ее крышкой нельзя. В результате такого «ремонта» о плиту спотыкаются прохожие, а в случае наезда на нее автомобиля псевдокрышка разрушается, а ее остатки, проваливаясь в колодец, забивают канализационные сети.
При краже крышки люка, расположенного на проезжей части, взамен могут установить крышку, снятую с аналогичного люка, расположенного, к примеру, на газоне. В свою очередь «обезглавленный» люк на газоне накрывают бетонной плитой. Однако заменить крышку на колодце — это только полдела.
— Чтобы люк был полностью безопасен, необходимо провести капитальный ремонт самого колодца, — поясняет замглавы департамента городского хозяйства. — А учитывая количество колодцев в городе, это работа не на один месяц. Конечно, вопрос с люками решается, но не так быстро, как хотелось бы.
Что ж, томичам не привыкать ждать решения тех или иных проблем, которые имеются в нашем городе. Пока же горожане могут самостоятельно составить карту «черных дыр» в своем районе и обходить их стороной. А заодно застраховаться от несчастных. Ведь в случае попадания в люк получить материальную компенсацию будет крайне проблематично.