Ученые ТГАСУ открыли власти секрет плохих дорог
С дорогами в Томске — беда. Причем беда давняя и, кажется, уже непоправимая. Вроде бы каждый год что-то где-то латают, ударными темпами возводят, закатывая в асфальт десятки миллионов. Только все равно, куда ни плюнь — колейность, пробки, ямы и прочее «разрушение дорожного полотна». Отчаявшись, видимо, найти решение дорожных проблем в кабинетах администраций разного уровня, городская власть решила обратиться к тем, к кому обратиться следовало, пожалуй, в первую очередь — специалистам-дорожникам из ТГАСУ. В архитектурно-строительном университете сегодня состоялся круглый стол с громким названием «Инновационному городу — новые дороги».
Начал дискуссию первый вице-мэр Евгений Паршуто. Его вступительный спич был весьма далек от инновационной тематики и напоминал, скорее, военную сводку из города, подвергшегося бомбардировке.
— Сегодня улично-дорожная сеть Томска, крупного регионального центра, находится в плачевном состоянии. Приходит множество жалоб от населения на качество дорог, транспортники жалуются на плохую проходимость городских улиц для маршруток. В городе нет современной дорожной разметки, состояние дорожного полотна на многих улицах не выдерживает критики.
В очередной раз проговорив все эти, давно известные (и не только ученым) истины, заместитель мэра поспешил немного скрасить эффект своего довольно пессимистичного выступления.
— Однако можно с уверенностью говорить о том, что теперь, когда в рамках программы благоустройства Томска дорожно-ремонтные работы выделены отдельной строкой, дело пойдет быстрее.
Отдельно остановился Евгений Паршуто на уже набившем оскомину ямочном ремонте.
— Основная проблема ямочного ремонта в том, что его чрезвычайно сложно контролировать. Дорожное полотно разрушается постоянно, в одном месте отремонтировали, на соседней улице опять ямы. Таким образом, эффективность работ стремится к нулю. К тому же, в нашей дорожной отрасли такая ситуация, что «одна рука не знает, что другая делает»: кладем новый асфальт, а следом экскаваторы раскапывают его для ремонта магистралей. Это, в свою очередь, подрядчикам выгодно — ямочный ремонт им план работ обеспечивает на весь короткий период, когда дороги в нашем климате вообще ремонтировать можно.
Отдуваться пришлось начальнику департамента городского хозяйства Вячеславу Черноусу. Вышло это у него как-то абстрактно и не очень, признаться, убедительно.
— До конца года у нас в плане дорог приоритеты расставлены, исходя из средств, которыми располагаем. Сначала ремонтироваться будут дороги первой категории. Предстоит замена 60 процентов канализационных люков. На полотно нанесем защитный слой, который позволит увеличить срок службы покрытия до двух лет. Также постараемся разобраться с подъездными путями к школам и детским садам и займемся дорогами в присоединенных территориях и садоводческих хозяйствах. Здесь, конечно, асфальт уложить не получится, но гравием и щебнем отсыпем, чтобы хоть какой-то проезд организовать.
Наконец, слово дали тем, за чьим мнением, казалось, и приезжали представители власти. Молчавшие до этого момента сотрудники ТГАСУ стали подробно рассказывать о ситуации в отрасли и находить доступные ответы на вопросы, над которыми безуспешно не первый год бьются в «белом» и «красном» домах.
Почему бесконечно долго тянется эпопея с ямочным? Потому что нет объективных данных по состоянию дорожной сети, а без этих сведений планирование ремонтных работ невозможно. Чтобы эти данные получить, можно использовать уникальную мобильную лабораторию, имеющуюся в ТГАСУ, но нет денег.
Почему ремонт дорог производится без применения новых технологий? Потому что они, как таковые, и не нужны — есть современные битумные эмульсии, нанесение которых позволит увеличить срок службы полотна до четырех лет. Но нет необходимого технического регламента.
Почему новые дороги приходят в негодность буквально за год? Потому что мы стремимся к дешевизне. А можно строить полотно с жестким, цементно-бетонным основанием. Да, их стоимость выше, но и отдача другая. В пример ученые привели улицу Смирнова, которая при мощнейших нагрузках обходится без ремонта уже шесть лет.
Почему томские дорожники не стремятся к активному сотрудничеству с учеными? Потому что им невыгодно — есть план, а значит — деньги. А между тем, ТГАСУ запатентовал уникальное изобретение, позволявшее если не решить дорожную проблему, то уж точно облегчить жизнь городу. Томские ученые разработали технологию введения в асфальтобетонную смесь особых полимерных волокон — дисперсное армирование. Межремонтный период у дорог с таким покрытием существенно длиннее обычного. И опять нет денег на необходимое оборудование.
Изобретение, надо отметить, очень заинтересовало чиновников. Евгений Паршуто попросил ТГАСУ предоставить подробную информацию, чтобы опробовать технологию в тестовом режиме уже в этом году. Вячеслав Черноус же предпочел пообщаться с учеными уже после завершения мероприятия.
А заканчивал встречу все тот же Евгений Паршуто, который предрек томским дорожникам и властям «горячую осень». Федеральные деньги на ремонт дорог придут в город лишь в конце августа, когда короткое сибирское лето, а вместе с ним и разрешенный для этого вида работ период, будут уже «на излете».
— Нам предстоит решить серьезные организационные проблемы. Необходимо срочно просчитывать мощности заводов, собирать штаб. Включенные в эту работу предприятия будут работать практически круглосуточно. Важен общественный контроль. Будет создан специальный сайт, куда томичи смогут направлять свои пожелания и замечания. В ближайшее время завершается работа по созданию первой в России объектной базы улично-дорожной сети. Есть проект создания автономного учреждения, чтобы мы могли проводить финансирование без конкурса, не теряя 45 дней, как можно быстрее выводить реальных подрядчиков на реальные работы. И начинаем действовать мы на следующей неделе, не дожидаясь федеральных средств. Для этого областной бюджет уже выделил сто миллионов.
Что ж, на словах у нас, как обычно, все не то, чтобы здорово, но неплохо. Что будет дальше — покажет время. Только вот думается, что фразу «закатать деньги в асфальт» мы с вами услышим еще не раз. И, кстати, коли уж речь на сегодняшнем круглом столе зашла о консолидации власти, науки и бизнеса, то неплохо было бы кого-то из этого бизнеса и пригласить. Или им это совсем не интересно?