Зоопарк на Степановке (фото)
Мимо дома по улице Богдана Хмельницкого, 37, что на Степановке, просто так пройти не удастся. Возле него, прямо под окнами в тени берез, уютно расположился целый сказочный зоопарк. В нем медведи из ансамбля песни и пляски имени Топтыгиных играют на музыкальных инструментах, а медвежонок Потап исполняет танцы, лиса ворует сыр у вороны, а журавль клювом достает из волчьей пасти застрявшие там кости, Баба Яга летит на Змее Горыныче, а на солнышке греются лось, марал и косуля. А совсем недавно к деревянным обитателям местного сказочного заповедника добавился новый житель, правда, из железобетона — белоснежный конь, который стал подарком любимому Томску от создателя всей этой скульптурной «живности» Петра Пшеничникова.
Посмотреть на обитателей усадьбы приходят с маленькими ребятишками все окрестные жители. Случайные гости на Степановке тоже не прочь на чудо-зверинец полюбоваться. Гостей Петр Никифорович и его жена Зоя Дмитриевна всегда рады видеть.
— Сидим, бывает, дома, а из окна уже видно, кто к нам пришел, — рассказывает Петр Никифорович. — Обычно мамы и бабушки приводят детишек. Те прячутся за их спинами, стесняются. А я их начинаю поддразнивать, мол, вы хоть сказки-то знаете? Малышня сразу отвечает: знаем. А я дальше спрашиваю: «Расскажите старому, что за зверь у меня в палисаднике? Никак заяц?» А ребятня уже смеется радостно, мол, какой же заяц, дедушка, это же медведь!
Для маленьких гостей у Петра Никифоровича всегда найдется, что показать и рассказать: хозяин «зверинца» так и сыплет баснями да сказками. А внутри дома расположен еще один музей, или как шутливо называет его сам художник — греческий зал. Тут, помимо скульптур из дерева, хозяин дома разместил сделанные собственными руками чучела животных, разодетые в костюмы сказочных персонажей. Вот мама-коза отчитывает серого волка, медведь-топтун выглядывает из-за березы, а рядышком расположилась маленькая деревянная усадьба с баней, поленницей, завалинкой и ставнями на окнах — все в лучших традициях русских народных сказок. Ее Петр Пшеничников смастерил для правнучки. А у самого входа гостей привечают Дед Мороз со Снегурочкой. И для каждого маленького гостя у них найдется подарок: конфеты или шишки.
Каждую скульптуру Петр Никифорович изготовил своими руками. И немудрено: за его плечами — 25 лет работы строителем, а его охотничий стаж еще больше. На лыжах из ветлы, сделанных своими руками, он прошел половину Сибири. Из этих походов он привез шкуры медведя, оленей, косули, марала и других обитателей тайги. Позже ему в голову пришла идея заняться таксидермией или изготовлением чучел животных.
— Поскольку охотился я давно, со временем захотел делать чучела, — объясняет Петр Никифорович. — Начал выписывать журнал «Охота и охотничье хозяйство». Там я прочел статью профессора Заславского, известного ленинградского таксидермиста, о том, как сделать чучело птицы. Так я сделал первого глухаря, затем сову, белку, колонка, норку... В ту пору я еще работал на железобетонном комбинате — сначала бондарем, затем мастером, после этого начальником цеха, а следом повысили до заместителя директора ЖБК-40. А потом узнал, что в зоологический музей ТГУ требуется сотрудник — препаратор, чтобы делать чучела. На желаемую должность попасть не удалось, но с университетом я начал сотрудничать. Стал заведующим биологической станцией БПФ, и проработал там 32 года.
Ступив на порог университета, Петр Никифорович вспомнил свое основное занятие — строительство и практически с нуля своими руками построил биостанцию рядом с Киреевском. Много лет он руководил практикой студентов и их расположением на базе, параллельно осваивая с напарником азы таксидермии. На его счету — чучела волка, императорского пингвина, утки, которые и сейчас хранятся в биологическом музее ТГУ.
Несмотря на то, что большую часть жизни Петр Пшеничников занимался строительством и первым в городе освоил технологии, которые сейчас успешно применяются в этой области, в душе он был и остается художником. Каждая его скульптура имеет свой характер, законченный образ и настроение. Недаром мастер стал членом Томской гильдии художников.
В последние годы каждая новая работа Петру Никифоровичу дается не так легко, как раньше — сказывается возраст: в свои 82 года он перенес операцию на сердце, дважды победил рак. Но сегодня у него еще полно идей и творческих замыслов.
Самая последняя работа — белоснежный конь, которого он сделал вместе со своим другом Иваном Скоморощенко, сварщиком, плотником. Конь стал подарком Томску на день рождения. Правда, конская грива не шелковистая, а железобетонная, но выглядит совсем как настоящая. Да и конь получился такой, как надо, не в пример тому, что изображен на гербе города. Того коня, считает Петр Никифорович, сделали неправильно.
— Ну что это такое: на задних копытах стоит, хвост подвернут, как у болонки в цирке! Не конь, а карикатура! — возмущен мастер. — Я в 2004 году, к 400-летию Томска, сделал свой вариант герба — на нем конь величавый, гордый. И дугу на гербе сделал, потому как только у нас в Сибири коня запрягали с помощью дуги. А венчают герб еловые ветки — символ Сибирского края. А теперь я нового коня сделал, уже железного — многим нравится!
Нравится конь и впрямь почти всем без исключения. По словам Петра Никифоровича, даже из городской администрации к нему обращались в свое время, чтобы он отлил большую статую для города, однако дальше этого дело не пошло.
Где найти идеи для своего творчества, Петр Никифорович не задумывается — новые замыслы рождаются сами собой. А вот силы помогают сохранить близкие люди — любимая жена, внучка, и правнучка. Думается, что сила передается Петру Пшеничникову не только от родных, живущих ныне — на стене в его гостиной изображено огромное генеалогическое дерево — древо жизни, как называет его хозяин. На нем запечатлены все поколения рода Пшеничниковы с момента их появления на земле Томской, в селе Тогур Колпашевского района.
Связь поколений, неиссякаемая фантазия и любовь ко всему живому и есть та жизненная сила, что помогает мастеру-самоучке на протяжении многих лет создавать работы, которые своей простотой и искренностью не перестают удивлять гостей усадьбы Пшеничниковых. Но самые главные ценители творчества мастера — юные посетители сказочного зверинца, которых Петр Никифорович ждет ежедневно, с прибаутками и сладостями.