Детская «скорая» останется
Очередная дискуссия между руководством главной станции скорой помощи и ее сотрудниками разгорелась на этой неделе. Поводом стало предложение руководителя ССМП Андрея Лукинова реформировать педиатрическую службу «скорой», в частности, распределить бригады по районным подстанциям. Так глава станции намерен сократить время доезда «скорой» до места вызова. Однако не всем врачам эта идея пришлась по душе.
— Сегодня мы нередко с опозданием приезжаем к взрослым больным, а до маленьких пациентов доезжаем еще позже, — рассказывает заведующий второй подстанцией и председатель профкома ССМП Александр Жуковский. — Это происходит не потому, что врачи не хотят работать, а из-за состояния городских дорог и постоянных пробок. Главная станция находится на Белом озере, но из-за ситуации на 4-й поликлинике мы постоянно опаздываем. А педиатрическая подстанция и вовсе находится на отшибе — по улице Шевченко, 39, откуда уехать еще сложнее. Вместо того, чтобы заняться дорогами, нам предлагают перераспределить бригады детской подстанции по районам — всего их шесть. Главврач станции предлагает «бросать» на детские вызовы линейные бригады, которые, по сути, должны обслуживать всех. Но мы стараемся к такой мере прибегать в крайних случаях, потому что врачи-педиатры имеют специальное образование, а большинство врачей на скорой не знают всей специфики оказания помощи детям.
Александр Жуковский — не единственный сотрудник ССМП, у которого предложение руководства станции перераспределить бригады детской «скорой» по районам вызывает определенные опасения. Другие врачи тоже боятся, что это может обернуться закрытием педиатрической службы.
С этим утверждением в корне не согласен главный врач ССМП Андрей Лукинов. По его словам, никто не намерен закрывать педиатрическую службу, наоборот — делается все, чтобы сократить время приезда «скорой» до места вызова и облегчить работу педиатров.
— Проблема опозданий наших бригад действительно существует, поэтому я предложил такой вариант выхода из ситуации, — поясняет руководитель станции. — Во-первых, распределив силы педиатрической службы по районам, мы приведем ее работу в соответствие в законодательством, по которому детской «скорой» нет уже лет десять. Однако в Томске не стали от нее отказываться, не собираемся и сейчас, просто хотим оптимизировать ее работу. Во-вторых, так мы создадим возможность маневра. Если вызовов к больным детям будет много, кто-то из линейных бригад сможет взять часть адресов на себя. Так мы сократим время прибытия бригады и снизим напряженность труда работников детской «скорой», которым и без того приходится тяжело в условиях нехватки персонала и машин, особенно в период эпидемий.
Суть нововведения такова: бригада детской «скорой» будет выезжать на вызов, например, на Иркутский тракт, а затем врачи не будут возвращаться на Шевченко, а просто останутся в этом же районе, чтобы обслужить всех больных со здешних адресов. «По сути, сегодня половину времени врачи и так проводят в том районе, откуда поступил вызов, заезжая по дороге в соседние дома», — рассуждает руководитель ССМП. «Некоторые работники недовольны идеей выезда линейной бригады к детям младше 12 лет, которые нуждаются в особом подходе. Однако не стоит забывать, что и сегодня такие вызовы на долю взрослой «скорой» выпадают, правда, только в экстренных случаях, когда неважно, кто приедет на место, главное — спасти жизнь ребенка».
Что касается недовольства некоторых врачей грядущими переменами, то оно, считает Андрей Лукинов, возникает от нежелания съезжать с насиженного годами места.
— Я бы объяснил это чувством бытового неудобства. Люди более десяти лет работали на Шевченко, 39, они привыкли к этому месту, привыкли быть единым коллективом, а тут их решили распределить по районам. Конечно, это не понравится. Но мы должны работать для населения, учитывать его интересы, а не свои, — подчеркивает глава ССМП.
Идею Андрея Лукинова поддерживает и глава управления здравоохранения Томска Сергей Андреев.
— Детская подстанция располагается на окраине города. Там шесть бригад, и они вынуждены мотаться по всему городу. Отсюда время ожидания значительно увеличивается. Представим, поступил вызов в конец Иркутского тракта. Машина едет туда с Шевченко, а затем везет ребенка, например, в больницу на Кошевого. Потом она вновь едет на Шевченко, а после врачей вновь могут вызвать на Иркутский … Мы предлагаем перераспределить бригады педиатров, направив три в центр, остальные три — по районам. К примеру, одна из них находится на Иркутском. Поступил вызов с Иркутского. Туда едет, в первую очередь, машина, которая там и находится. Если в это же время с Иркутского поступил еще один вызов, туда направляется машина из центра. И так мы подхватываем каждый район. Плюс на детские бригады нагрузка выше. Если на обычную бригаду в день приходится 17 вызовов, то на детские — больше 20.
Покушаться на педиатрическую службу никто не намерен, — отмечает глава горздрава. Даже несмотря на то, что приказом Минздрава №100 от 1999 года деление бригад скорой помощи на взрослые и детские отменено. «Должен быть просто врач «скорой», который имел бы лечебное образование, то есть взрослое, либо педиатрическое, детское. И самое главное, он должен иметь сертификат врача скорой помощи», — говорит Сергей Андреев.
— У нас в городе педиатрическая служба осталась. И мы, понимая, что взрослые доктора в недостаточной степени владеют спецификой лечения детей, не собираемся упразднять детские бригады, — заверяет он.
Однако на этом нововведения не закончатся — может измениться возраст детей, которых должны обслуживать педиатры. Если сейчас это дети до 14 лет, то в скором времени их возраст может «сдвинуться» до 12 лет. Подростков с 12 лет и старше смогут обслуживать и взрослые бригады. С этим согласились и сами педиатры, говорит Андреев, как и с тем, что расположение на Шевченко крайне неудобно.
При этом и Андрей Лукинов, и Сергей Андреев соглашаются, что распределение бригад педиатрической службы не решит всех проблем со временем прибытия врачей на вызов.
— Бригад педиатрической службы — всего шесть, на весь город это очень мало. Я бы с радостью организовал седьмую, восьмую бригады, но у меня нет таких ресурсов, как нет и желающих пойти на эту работу. На наши объявления о вакансиях мало кто откликается — такой зарплатой, как у сотрудников «скорой», мало кого можно привлечь, — констатирует главврач станции.
В свою очередь Сергей Андреев приводит свою статистику: в Томске должно быть 54 бригады скорой помощи всех видов, сегодня их насчитывается 44. Бригад детской подстанции только шесть, и нагрузка на них растет, поэтому в горздраве в ближайшее время намерены организовать еще одну бригаду. Вопрос же распределения сил детской «скорой» по районам, говорит Сергей Андреев, будет решен после уточнения двух моментов.
— Первый — это работа диспетчеров, которые принимают вызовы. По их словам, в большом потоке обращений сложно определить, какого врача посылать на тот или иной адрес. Зачастую неясно, отправлять ли на место педиатра, или же можно обойтись обычным фельдшером. Второе, что смущает врачей: если в каком-то районе заболел педиатр, подменить его будет сложно. Ведь другой педиатр находится на другой подстанции, у него там своя кабинка, вещи — это чисто бытовые вопросы, но они могут возникнуть. Я лично проясню эти два момента, а затем будем коллективно решать, вводить новую систему работы или нет. Если возникнут действительно серьезные препятствия для реализации этой задумки, мы от нее откажемся, — подчеркнул Андреев.