Правительство России признало проект строительства Северо-Сибирской магистрали нецелесообразным
Российские власти могут отказаться от строительства Северо-Сибирской железной дороги (Севсиб), которая по проекту проходит и через Томскую область, из-за слишком высоких затрат. Об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на письмо вице-премьера Виталия Савельева президенту России Владимиру Путину.
Согласно проекту, Северо-Сибирская магистраль должна соединить Нижневартовск (ХМАО), Белый Яр (рабочий поселок, центр Верхнекетского района в Томской области) и Усть-Илимск (Иркутская область), а также открыть железнодорожный выход в Китай (город Урумчи) через Таштагол (Кузбасс) и Алтай.
Участок Севсиба от Нижневартовска до Усть-Илимска предполагал строительство около двух тысяч километров железных дорог. Кроме того, по проекту магистраль проходила бы и через Томск.
По данным издания, в письме Савельева говорится, что проект Севсиба нецелесообразен. Стоимость строительства магистрали оценивается в 50 триллионов рублей из-за сложных геологических условий.
При этом в документе отмечается, что инвестпрограмма РЖД уже значительно сокращена и на 2026 год составит менее триллиона рублей против 1,49 триллиона рублей в 2024 году. Окончательное обсуждение инвестплана пройдет 11 декабря.
Рассматривалось строительство тоннелей и эстакад, но проект много лет оставался на уровне обсуждений. Он входил в ряд стратегических документов, однако сроки неоднократно переносили.
Эксперты отмечают, что дорога могла бы перераспределить нагрузку Восточного полигона и обеспечить Северный морской путь дополнительными грузами.
Президент Национального исследовательского центра перевозок Павел Иванкин считает, что Севсиб все равно необходим. По его мнению, без этой магистрали невозможно привлечь грузы из Сибири и Урала на Севморпуть.
Он допускает, что работы могли бы начаться не раньше 2027–2028 годов, но подчеркивает, что без запуска проекта к 2028 году транспортная инфраструктура Севморпути будет ограничена. Эксперт считает оценку в 50 триллионов рублей реалистичной, а итоговая стоимость могла оказаться еще выше.
Севсиб — не единственный инфраструктурный проект, столкнувшийся с финансовыми трудностями. Строительство Северного широтного хода (СШХ) также перенесли, а Минвостокразвития ранее заявляло, что в ближайшие три года бюджет не позволит начать его реализацию. Решение по СШХ власти могут принять в течение года.