Отмена скидок на маркетплейсах может поднять цены более чем на 10%
В Госдуме просят Минэкономразвития и Минпромторг оценить, как предложение крупных банков запретить скидки на маркетплейсах может ударить по ценам: по предварительным оценкам, подорожание может превысить 10%, и граждане уже просят сохранить скидки.
Как возник конфликт банков и цифровых площадок
Дискуссия началась 18 ноября на форуме Банка России «Фокус на клиента». Глава Сбера Герман Греф заявил, что маркетплейсы недобросовестно конкурируют, используя скидки, которые доступны только при оплате картами банков, входящих в их экосистемы. По его словам, такие площадки в этом году недоплатили в бюджет около 1,5 триллиона рублей, а разница в цене при разных способах оплаты является несправедливой.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поддержала тезис о том, что скидки, зависящие от банковской карты, «не совсем справедливы». А 20 ноября стало известно, что руководители пяти крупных банков — Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка — направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а также в ЦБ и администрацию президента. В документе банки предложили запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате товаров картами аффилированных структур.
В письме содержится два запроса: обязать маркетплейсы устанавливать единую цену независимо от способа оплаты и запретить платформам инвестировать собственные средства в снижение стоимости товаров. Позже банки уточнили, что не выступают против скидок как таковых, а лишь против их привязки к конкретным банковским картам.
Позднее стало известно, что Центробанк поддержал банки. Как следует из документа, ЦБ настаивает на том, чтобы платформы не могли устанавливать разные цены на товары в зависимости от того, оплачивает ли покупатель заказ картой дочернего банка или иным способом. Для контроля за выполнением этих требований ЦБ предлагает подключить ФАС. Отдельным пунктом регулятор предлагает запретить маркетплейсам продавать на своих же площадках финансовые продукты подконтрольных банков, которые, по мнению Набиуллиной, обладают «неконкурентными преимуществами» перед остальными игроками рынка.
Почему отмена скидок вызывает беспокойство
Инициатива банков уже вызвала реакцию граждан и депутатов. Руководитель думского комитета по гражданскому обществу Яна Лантратова рассказала «Известиям», что в парламент поступают обращения от россиян, для которых онлайн-покупки — единственный доступный способ приобретать базовые товары.
По словам Лантратовой, в некоторых населенных пунктах нет ни банковских отделений, ни крупных магазинов, но есть пункты выдачи маркетплейсов. Она предупреждает: если скидки исчезнут, пострадают в первую очередь наиболее уязвимые группы населения.
С критикой позиции банков выступили также первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев и лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Последний отметил, что благодаря скидкам каждая семья экономит около 50 тысяч рублей в год, и предупреждает о неизбежном росте цен, если их отменить.
Что говорят маркетплейсы
Компания Wildberries&Russ заявила «Известиям», что инициатива банков фактически означает полный запрет программ лояльности. В компании подчеркнули: банки сами могут давать клиентам кешбэки за покупки на маркетплейсах, но не делают этого. Там также отметили, что благодаря скидкам семьи экономят около 55 тысяч рублей в год, а их отмена может привести к росту цен на 15-20%.
Помимо этого свои аргументы озвучила основательница Wildberries и председатель комитета по цифровым платформам «Деловой России» Татьяна Ким. Через «Коммерсант», она направила открытое письмо в адрес ЦБ, правительства, Госдумы и Совета федерации.
По ее словам, публичные заявления банков о «недобросовестности» маркетплейсов — это попытка устранить конкурентов.
«Позже Сбер дает пояснения, что речь на самом деле шла не о скидках, а о налогах, которые якобы будут упущены в 2026 году из-за "налогового арбитража" продавцов маркетплейсов, применяющих спецрежимы. Мол, крупные бизнесы платят НДС, а малые — работают по упрощенной схеме. Так малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях Сбера преступниками», — пишет Ким.
Она подчеркивает, что Wildberries еще в 2020 году стал первым участником налогового мониторинга ФНС в торговле и участвует в эксперименте по снижению налоговых рисков для продавцов. По оценке ФНС, нарушения возможны лишь у 0,3 % компаний и ИП — «поэтому слышать нападки в адрес наших селлеров особенно странно».
Ким также указывает, что партнерами цифровых платформ сегодня являются более миллиона предпринимателей, а для малого бизнеса маркетплейсы нередко — единственный доступ к массовой аудитории.
Основательница Wildberries подробно останавливается на ключевом предложении банков — запрете скидок и привилегий при оплате картами маркетплейсов. По ее словам, банки и сейчас могут давать кешбэки за покупки на онлайн-платформах, но «делают это лишь единицы», потому что инвестировать в скидку, которая увеличивает оборот маркетплейса, им невыгодно.
При этом, подчеркивает Ким, у многих банков есть собственные торговые экосистемы — «Мегамаркет», «Самокат», «Купер», маркетплейсы X5 Group, сервис «Город» Т-Банка.
«Сбер потратил на небанковские активы только в 2024 году около 790 миллиардов рублей, из которых большая часть пришлась именно на программы лояльности», — напоминает Ким.
То есть банки активно используют лояльность в своих экосистемах, но требуют ограничить аналогичные механизмы у конкурентов. По ее словам, истинная цель банков — снизить собственные затраты на кешбэки, сохранить комиссионные доходы и уменьшить конкуренцию. Она уверена, что ограничения приведут к стагнации бизнеса, ускорению инфляции и ухудшению условий для предпринимателей.
В Ozon добавили, что требования банков затронут 85 миллионов покупателей и приведут к снижению доступности товаров. По словам представителей компании, платформа предложила банкам участвовать в единой программе лояльности, и 17 банков уже обсуждают этот формат.
В «Яндекс Маркете» заняли более сдержанную позицию, заявив, что готовы обсуждать регулирование с учетом интересов покупателей, продавцов и конкуренции.
Чем грозит запрет скидок
Эксперты считают, что отмена скидок неизбежно приведет к росту цен. Научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович прогнозирует подорожание до 35%. Он считает, что вместо запрета правильнее было бы дать банкам возможность участвовать в скидочных программах на равных.
Председатель Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий предупредил, что требование банков о «единой цене» фактически означает закрепление самой дорогой модели ценообразования: маркетплейсы будут вынуждены учитывать максимальные издержки по эквайрингу, что автоматически увеличит цены.
По оценкам экспертов, озвученным в материале, отмена скидок может разогнать инфляцию: рост цен на повседневные товары в 2026 году может составить 15%.
В то же время некоторые специалисты считают, что полная отмена скидок маловероятна. Руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров прогнозирует возможное подорожание на 5-10%, если ограничения все-таки будут введены, но уверен, что маркетплейсы найдут способы снизить цены другими механизмами.
«Известия» направили запросы в Минэкономразвития и Минпромторг с просьбой дать свою оценку инициативы.