Отправили деньги чужому человеку по ошибке? Вернуть их будет сложно
Рассказываем, что можно сделать, если ошиблись номером телефона при переводе денег или сами получили деньги от незнакомца
Система быстрых платежей (СБП), тот самый перевод денег по номеру телефона, стала неотъемлемой частью жизни россиян. Миллионы людей ежедневно переводят средства родственникам, друзьям, знакомым и сами себе из одного банка в другой. Деньги зачисляются на счет получателя мгновенно, что, с одной стороны, очень удобно, но с другой может создать головную боль, если вы ошиблись номером телефона при переводе.
На конкретном примере разберем, что может случиться, если вы случайно перевели средства чужому человеку или сами получили деньги от незнакомца.
«Ошибся одной цифрой»
С журналистом редакции vtomske.ru связался житель Томска Иван Михайлов (мужчина попросил не раскрывать настоящее имя в статье, но мы проверили его личность и удостоверились в правдивости рассказа). Он поделился своей историей, как случайно перевел небольшую сумму средств незнакомцу и чем все это закончилось.
— Я регулярно перевожу деньги по СБП самому себе из одного банка в другой. Зарплата приходит на карту Сбербанка, но расплачиваться в магазинах и в других местах мне удобнее картой Т-Банка. В ноябре я хотел перевести с одной карты на другую три тысячи рублей. Ввел номер телефона, сумму, нажал «Отправить» и в этот момент увидел, что в строке получателя не мое имя, а чужое. В эту же секунду перевод совершился. Я посмотрел историю операций и понял, что ошибся одной цифрой, отвлекся в момент ввода номера телефона, — рассказал мужчина.
По словам Ивана, он понимает, что ошибся сам.
— Конечно, нужно быть более внимательным, создать шаблон перевода, чтобы не вводить свои данные вручную каждый раз. Но я был убежден, что подобного рода ошибку можно исправить. Заблуждался, — отметил томич.
Первым делом Иван написал в поддержку Сбербанка, так как с этой карты хотел отправить себе деньги на Т-Банк. Сервис ответил, что не сможет помочь, рекомендовал обратиться к получателю средств и «попросить вернуть деньги». Мужчина написал в поддержку Т-Банка. Там Ивану тоже ответили, что помочь не смогут и посоветовали обратиться к конечному получателю.
Деньги Ивана поступили на счет Сергея (имя тоже изменено). Он сам вышел на связь, когда увидел перевод. Мужчина рассказал, что счет, куда «упали» средства, арестован из-за долга по кредиту. Поступившие деньги банк сразу списал для погашения задолженности (общая сумма долга нам неизвестна).
Иван попросил Сергея написать в поддержку банка, что ему пришли деньги от незнакомца, которые он не ждал, и их нужно вернуть назад. Такой механизм действий рекомендовали оба кредитных учреждения. Сергей согласился, а через некоторое время прислал скриншот ответа банка о том, что сначала нужно решить вопрос с задолженностью. На этом все остановилось.
— Я понимаю, что сам виноват, но эту ошибку можно было бы решить, но банки не хотят помогать. Оспорить операцию нельзя — по данному переводу такой функции просто не было. Получатель попросил вернуть деньги, которые получил от меня, но Т-Банк уперся из-за того, что у мужика долг по кредитке. Первый раз у меня такая ошибка и сразу нарвался на должника, — сетует Иван.
Он добавил, что можно было бы вернуть деньги через суд, но из-за трех тысяч рублей «не хочет заморачиваться», так как на это потребуется много времени и дополнительные траты. Оставить заявление в Сбербанке томич тоже не захотел, так как банк сразу написал, что не сможет помочь.
— Получатель, судя по его словам, не отказывался вернуть деньги. В этом ему мешает банк, так как хочет сначала «стрясти» долг. Сергей мог бы с другой карты вернуть эти три тысячи, но он не обязан суетиться, ведь это моя проблема. К тому же мы друг друга не знаем, я бы на его месте побоялся бы какую-то другую карту задействовать: мало ли что за человек деньги перевел. Полно случаев, когда мошенники переводят людям небольшую сумму денег, просят их вернуть, а потом начинают шантажировать. Мужчину я в этом случае могу понять, а вот банк нет, — рассуждает Иван.
Томич также рассказал, что после этого случая ему несколько раз звонили неизвестные номеры, которые определялись как «коллекторы». Мужчина уверяет, что у него самого долгов нет, также он не является поручителем. Иван связывает звонки с переводом денег человеку, у которого есть задолженность.
Как работает мгновенный перевод денег?
Система быстрых платежей (СБП) — круглосуточный сервис Банка России, который позволяет мгновенно переводить деньги между счетами в разных банках по номеру мобильного телефона, оплачивать покупки, услуги и налоги, а также делать другие операции.
Когда вы пересылаете деньги другим людям, можно бесплатно отправить до 100 тысяч рублей в месяц. В этот лимит входят также переводы на любые электронные кошельки, в том числе собственные. Если перекидываете сбережения между своими счетами в разных банках, порог бесплатных переводов — 30 миллионов рублей в месяц, отмечает портал «Финансовая культура» (ресурс Центробанка).
За перечисление через СБП сумм сверх бесплатного лимита банки вправе брать до 0,5% от суммы, но не больше 1500 рублей.
Перевод по СБП занимает несколько секунд, поэтому его нельзя отозвать через банк, пояснили vtomske.ru в томском отделении Сибирского главного управления Банка России.
— Как только они (деньги — прим. ред.) поступили на счет другого человека или компании, банк уже не может их оттуда забрать без согласия получателя. Поэтому важно перед отправкой платежа внимательно проверять номер телефона и имя получателя, а также сумму перевода, — отметил регулятор.
Как вернуть деньги, которые вы отправили по ошибке?
Портал «Финансовая культура» отмечает: вернуть переведенные чужому человеку деньги можно, но сложно.
— Это мгновенный платеж, и его нельзя отозвать через банк. Поэтому позвоните или напишите человеку, по номеру которого перевели деньги. Сообщите, что сделали перевод по ошибке, и попросите вернуть эту сумму. Предложите проверить счет и убедиться, что вы не мошенник. Если повезет попасть на честного и совестливого человека, есть шанс, что он войдет в ваше положение и быстро вернет деньги, — советует ресурс Банка России.
При этом в ЦБ уверяют, что банки помогают клиентам вернуть ошибочно переведенные деньги через СБП — для возврата они обращаются за согласием к получателю денег.
— Клиент, который ошибочно перевел деньги, должен обратиться в банк, со счета в котором он сделал перевод через СБП, с просьбой о возврате. При этом важно, чтобы банк запустил процесс «Просьба СБП». В обращении нужно указать, в чем заключалась ошибка, и приложить фотографию (скан) чека по операции для подтверждения перевода по СБП. Конкретные требования к порядку направления обращений можно уточнить в своем банке, — добавил регулятор.
Высока вероятность того, что единственным выходом станет обращение в суд.
— По Гражданскому кодексу ошибочное получение чужих денег — это неосновательное обогащение. Поэтому отправитель денег имеет полное право подать иск о взыскании присвоенной суммы. По общему правилу получатель должен сообщить в банк об ошибочно полученной сумме и вернуть ее, — пояснили vtomske.ru в томском отделении ЦБ.
Если ошибочный перевод совершен на номер карты или счета, деньги уйдут не сразу. Если вы в тот же момент заметили ошибку, операцию, скорее всего, удастся отменить с помощью поддержки банка.
— Когда сумма уже поступила на счет незнакомца, подайте в банк заявление о возврате платежа, сделанного по ошибке. Есть шанс, что там вам пойдут навстречу и помогут вернуть деньги. Но надо понимать, что банки не обязаны этого делать, — пишет «Финкульт».
Что делать, если неизвестный человек перевел на мою карту деньги?
Если вы обнаружили в приложении банка денежный перевод, который не ждали, и отправитель вам неизвестен, самый лучший вариант — написать в поддержку банка. Сообщите о неожиданном поступлении средств и оформите заявление на их возврат.
Главное, чтобы банк действительно пошел вам навстречу. В ЦБ уверяют, что учреждение обязано выполнить ваше поручение.
— Банк обязан выполнить ваше поручение. Даже когда деньги пришли через Систему быстрых платежей и вы знаете только номер телефона и банк отправителя, этих реквизитов достаточно, чтобы заказать обратный перевод. Если банк отказывается пересылать деньги назад, жалуйтесь в интернет-приемную регулятора, — пишет портал «Финкульт».
Возвращать деньги нужно именно на тот счет, с которого они пришли. Иначе есть риск оказаться сообщником преступления.
— Например, мошенники могут уверять, что вам пришел ошибочный перевод, и под разными предлогами просят вернуть его на другую карту. На самом деле сумма пришла от их жертвы и с вашей помощью преступники пытаются отмыть украденное и замести следы, — поясняют в ЦБ.
Разве банки не должны сами тормозить подозрительные операции?
По идее должны. В законе о национальной платежной системе говорится, что банк обязан проверять операции своих клиентов на признаки мошенничества, отмечают в ЦБ.
— Банк России определил шесть признаков мошеннических операций, в их числе и нетипичные для клиента операции. В том числе, по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения, получателю денег. Нетипичные операции банк определяет для каждого клиента индивидуально, исходя из его платежного поведения. Если банк выявил операцию, которая соответствует хотя бы одному из признаков мошенничества, он обязан на два дня приостановить перевод денег или отказать клиенту в совершении операции, если операция проводится по карте, переводом с электронного кошелька или через СБП, — пояснил регулятор vtomske.ru.
При этом банк должен незамедлительно уведомить клиента о том, что операция не прошла, а также сообщить о возможности подтвердить перевод не позднее одного дня, следующего за днем его приостановки, или совершить повторную операцию на те же реквизиты и аналогичную сумму.
Как именно банки отличают подозрительные операции от неподозрительных, точно неизвестно, особенно если по каждому клиенту ситуация рассматривается индивидуально. В жизни бывают разные ситуации, когда нас просят оплатить что-то переводом. Например, на ярмарке товаров ручной работы оплата чаще всего возможна либо наличными, либо переводом на карту по номеру телефона. Вы покупаете товар, переводите деньги, и все довольны.
Мошенники часто используют эту схему. Публикуют объявления о продаже какой-то вещи, просят заинтересованного покупателя сделать стопроцентную предоплату переводом и пропадают. Так, житель Шегарского района Томской области пытался купить инструменты в телеграме, но потерял 15 тысяч рублей. Сумма небольшая, и банк ее спокойно пропустил, при этом том, что мужчина переводил средства незнакомцу.
В ЦБ говорят: чтобы вернуть украденные деньги, нужно как можно быстрее обратиться с заявлением в полицию. По закону полицейские должны в течение 30 суток провести проверку и решить вопрос о возбуждении дела. После того, как заявителя признали потерпевшим, они составят иск о возмещении ущерба с преступников. Однако в самой полиции говорят, что шансы вернуть похищенные мошенниками деньги невелики.
Выводы
- Внимательно вводите реквизиты, включая номер телефона, когда хотите перевести средства хоть себе, хоть другому человеку. Если сомневаетесь — перепроверьте.
- При ошибочном переводе средств по СБП просите получателя обратиться в банк, чтобы он с разрешения человека отменил перевод и вернул деньги.
- Если получатель не выходит на контакт, попробуйте написать заявление в своем банке, откуда отправляли деньги. Но, скорее всего, придется идти в суд.
- Если банк получателя по каким-то причинам отказывается отменить операцию даже с согласия клиента, можно попросить человека подать жалобу в Банк России. Либо попробовать отправить жалобу самостоятельно. Не забудьте сделать скриншоты всех переписок.
- Если вы получили деньги от незнакомца, которые не ждали, попросите банк отправить их обратно.