26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 5784

Последняя присяга военных врачей

Фото: towiki.ru

Разговоры о том, что военно-медицинский институт, а вместе с ним и клиники военного госпиталя ликвидируют, начались еще два года назад. Но тогда они бытовали на уровне слухов. Люди просто не верили, что единственное в Западной Сибири высшее учебное заведение, где готовят военных врачей, и ожоговое отделение, куда привозят больных со всей области, могут «пустить под нож». К сожалению, слухи оправдались: весной Министерство обороны РФ приняло решение к нынешней осени сократить три из четырех военно-медицинских институтов. Под правительственный «скальпель» попали вузы Саратова, Самары и Томска.

Изначально Минобороны планировало продать все объекты, которые ему принадлежат. С молотка должны были уйти военный госпиталь с ожоговым отделением, поликлиника и еще 53 объекта, находящиеся в ведении Томского военно-медицинского института. Кому и за сколько Анатолий Сердюков собирался отдать стратегически важные для области объекты, не разглашалось. Однако было понятно, что стоят эти помещения не одну сотню миллионов рублей. Преподаватели института и сотрудники госпиталя после официального заявления о ликвидации, что называется, «сели на чемоданы» и стали ждать увольнений. А по городу опять поползли слухи. На сей раз — о возможном покупателе клиник.

— Говорят, ОКБ ожоговое возьмет, — говорили одни.
— А я слышал, что Нургалиеву в ведомство все отдадут, — предполагали другие.
— Да вообще иностранцам помещения продадут и все, останется Томск без госпиталя,— твердили третьи.

В свою очередь Виктор Кресс пообещал, что всем уволенным сотрудникам область постарается найти рабочие места в других медучреждениях. Такое заявление властей еще больше напугало медиков, поскольку клиники госпиталя, а особенно ожоговое отделение, имеют свою специфику, и устроиться в другое место без переобучения будет крайне затруднительно. Тем более, что переквалификация стоит денег и времени, и далеко не каждый сотрудник может себе позволить несколько месяцев не работать, да еще и выложить круглую сумму на обучение из своего кармана. Что касается преподавателей ТВМИ, то их трудоустройство и вовсе выглядело утопией. В какой томский вуз пойдет работать, к примеру, преподаватель специальности «военно-полевая хирургия»? Или военные провизоры?

Кстати, провизоров Томский военно-медицинский институт — тогда факультет при ТМИ — начал готовить с 1970 года. И сегодня вуз — единственное высшее военно-медицинское учебное заведение в стране, которое выпускало военных провизоров или, если выражаться гражданским языком, фармацевтов. Именно провизоры на сегодняшний день составляют подавляющее большинство офицерских кадров учреждений военно-медицинского снабжения. Получается, что снабжать лекарствами и медоборудованием военные госпитали и поликлиники, которые еще есть в стране, будет некому? А если нынешние реформисты от министерства обороны не успокоятся на достигнутом, то еще лет 15 — и некого снабжать будет. Разве что Санкт-Петербургскую военную академию, которая единственная из четырех вузов не подверглась «репрессиям». Да и то в учебных целях.

Томский военно-медицинский институт — еще и единственное военное образовательное учреждение не только Томска и области, но и всей Западной Сибири. Почти полвека здесь готовили военных врачей, провизоров, фельдшеров для Министерства обороны РФ, федеральной службы охраны Президента РФ, проходили переподготовку и повышение квалификации сотрудники различных силовых структур. Институт был также главной научно-методической базой прогнозирования и ликвидации аварий и катастроф в Западно-Сибирском регионе.

Весной этого года ситуация изменилась. Напомним, 24 мая Виктор Кресс встречался с премьер-министром Владимиром Путиным. По итогам встречи вице-премьеру Александру Жукову, министру социального развития Татьяне Голиковой и министру обороны Анатолию Сердюкову было поручено принять согласованное с региональными властями решение о судьбе имущественного комплекса ликвидируемого военно-медицинского института.

После этой встречи была создана рабочая группа по вопросам реформирования ТВМИ, которую возглавил первый замгубернатора Сергей Точилин. Вот что он рассказал о грядущих переменах.

— Пока приказ о ликвидации не подписан, но в ближайшее время это произойдет, — подтвердил Сергей Борисович. — Мы со своей стороны сделали все, что могли. На встречах в министерстве с представителями администрации области приводились веские аргументы в защиту ТВМИ. Мы объясняли, что томский вуз — единственный в Западной Сибири, который готовит военных врачей, и что очень сложно будет уговорить выпускников Санкт-Петербургской академии поехать работать за Урал. Что военные врачи сегодня нужны не меньше, чем во время локальных конфликтов в Афганистане и Чечне. Предлагали даже перевести институт в ведомство МВД — под опеку Нургалиева. В этом случае в ТВМИ можно было бы готовить кадры и для МЧС в том числе. Но, несмотря на это, министерство не изменило своего решения. Судьба же клиник военного госпиталя и поликлиники, надеюсь, будет решена в пользу томичей. Мы сделаем все, чтобы структура клиник и тем более такой стратегически важный объект для области, как ожоговое отделение госпиталя, не подверглись реформе. Что касается разговоров о том, что отделение продадут или переведут в ОКБ, они необоснованны. Отделение останется в госпитале, а также дорогостоящее специализированное оборудование и все специалисты. Более того, все сотрудники клиник военного госпиталя должны остаться на своих должностях — никого увольнять или отправлять в бессрочный отпуск не будут. Что касается поликлиники, то она должна остаться в системе ОМС. По остальному имуществу пока еще есть вопросы. Томской области хотелось бы все получить на областной или муниципальный балансы, разместить в зданиях нужные городу и области учреждения. В настоящее время рабочая группа проводит необходимые расчеты.

Как говорится, слова Сергея Точилина да Анатолию Сердюкову — в уши. Хочется надеяться, что так оно и будет. Только самый важный вопрос остается открытым: где взять деньги? Ведь на одной из последних пресс-коференций с Сердюковым примерная стоимость объектов все-таки была озвучена — около двух миллиардов рублей. Если Томску придется выложить их, чтобы выкупить здания, то сколько еще придется тратить на зарплаты сотрудникам? Ведь все «военные» надбавки после передачи медучреждений области будут сняты. Кроме этого, здания нужно содержать, платить за ЖКХ, обеспечивать необходимыми медикаментами. И какой бюджет — городской или областной — потянет такие траты?

И еще. Этой весной военно-медицинский институт выпустит ПРЕДПОСЛЕДНИЙ курс. Еще 87 человек должны были закончить вуз в следующем году и получить диплом в мае 2011. Так вот их судьба, как выяснилось, неизвестна никому. Получается, люди уйдут «на гражданку» не только без погон, но и без диплома.