1 ноября, суббота
+10°$ 80,98
Прочтений: 3644

Утильсбор изменится 1 декабря. Как вырастут цены на машины и чего ждать авторынку?

Новые правила утильсбора начнут действовать 1 декабря, а не 1 ноября, как предполагалось изначально

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Новые правила расчета утильсбора на легковые автомобили заработают 1 декабря, хотя изначально планировалось 1 ноября. Об этом 31 октября сообщил Минпромторг. О планах ввести новую прогрессивную шкалу расчета утилизационного сбора стало известно в сентябре. Эксперты сразу предупредили, что в цене прибавят все автомобили, а машины с мощными двигателями могут стать роскошью, а не просто средством передвижения.

Что ждет авторынок после изменения утильсбора и как могут подорожать машины — в материале vtomske.ru.

Новый утильсбор — главные изменения

Изменения в механику расчета утильсбора предполагают введение дополнительных показателей для легковых автомобилей. В формулу расчета включили мощность двигателя.

Мощность двигателя впервые будет включена в формулу расчета утилизационного сбора, пояснил vtomske.ru руководитель проекта Likvi.com Александр Коротков.

— Принципиально изменится структура расчета, так как базовая ставка будет формироваться на основе типа и объема двигателя, а мощность будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале, — добавил он.

Льгота сохранится только для физлиц, которые ввозят для личного пользования иномарки с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. Это 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи рублей за авто старше трех лет. Однако машины с мощностью выше 160 лошадиных сил попадут под коммерческие тарифы.

Также подорожание затронет электрокары и гибриды. При расчете «утиля» для таких моделей будет учитываться суммарная мощность двигателей в силовой установке.

— С учетом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил уже после публикации проекта или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, принято решение о переносе вступления постановления в силу на один месяц — с 1 декабря 2025 года, — объяснил перенос Минпромторг.

Введение новой формулы расчета утильсбора министр промышленности и торговли Антон Алиханов объяснил борьбой с серыми схемами ввоза машин: когда под видом импорта для личного пользования автомобили привозят для перепродажи.

Первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью РИА Новости заявил, что решение о введении новой методики расчета утильсбора является частью комплексной государственной политики, направленной на восстановление и развитие отечественного автопрома после ухода иностранных производителей в 2022 году. По его словам, у России нет цели закрыть рынок для импорта, а стоит задача создать устойчивое, локализованное производство.

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей транспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.

Последствия

— Ожидается рост цен на автомобили, особенно с мощными двигателями. Например, BMW X5 30d, который является одним из лидеров по импорту, подорожает на три миллиона рублей, а BMW 5 серии в базовой комплектации, использующаяся в бизнес-такси, — на миллион рублей. Это повлияет в первую очередь на дилерские сети, которые, скорее всего, перейдут на систему предзаказов из-за рубежа, чтобы избежать аккумулирования автомобилей «на простой», — считает Александр Коротков.

В ожидании нового утильсбора к концу октября 2025 года российский авторынок накрыла новая волна подорожания и отмены скидок, пишет Autonews.

— После того как утильсбор для физлиц сравняют с коммерческим, цены на иномарки вырастут до 20%, — предполагает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

По его мнению, подорожают все машины, поскольку перед введением нового утильсбора вырастет спрос. Скачок цен затронет и продукцию «АвтоВАЗа», уверен Матвеев. А какие-то из популярных премиум моделей в будуем, скорее всего, «и вовсе исчезнут с рынка РФ». К таким эксперт отнес BMW X5, Volkswagen Tiguan, Audi Q5, Mercedes-Benz GLE.

Денис Мантуров же считает, что «резких ценовых скачков с учетом уже объявленного переноса сроков вступления новых правил в силу» не будет.

Гендиректор компании «Мой Автопрокат» полагает, что увеличение утильсбора сократит параллельный импорт, «пресечет "серый" импорт», поможет «АвтоВАЗу» «держаться на плаву», простимулирует производство автомобилей на территории страны. Также вырастет спрос на подержанные машины.

С последним утверждением согласен и Александр Коротков. По его мнению, с изменениями в утильсборе вырастет спрос на внутреннем рынке, и приблизительно через месяц после вступления новых условий можно ожидать роста цен и на автомобили с пробегом.

Представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников считает, что повышение утильсбора «поставит крест на доступности современных подержанных автомобилей».

— Потенциальный покупатель, который рассматривал относительно свежую иномарку возрастом три-пять лет, столкнется с тем, что ее цена взлетит до небес из-за нового сбора. Это вынудит подавляющее большинство потребителей переориентироваться на тот сегмент, который не затронут повышением — на старые автомобили, уже находящиеся на территории страны. Проще говоря, у большинства людей просто не будет другого выбора, кроме как покупать старые машины, — сказал он «Известиям».

Рост цен затронет и автомобили мощностью менее 160 л.с. Как объяснил изданию Autonews генеральный директор компании «Мотор-Плейс» Михаил Плотников, «рынок един, а перераспределение по миксу моделей создаст общий инфляционный всплеск».

Однако подорожание таких машин будет менее чувствительным. По мнению Плотникова, автомобили прибавят в цене около 5–10%. Другое дело, что машин мощностью до 160 лошадиных сил привозят на рынок крайне мало, и выбор тут достаточно ограниченный.

— К сожалению, вполне можно сказать, что автомобили с мощными двигателями действительно могут стать роскошью, а не просто средством передвижения. Интересна тенденция, при которой текущие владельцы автомобилей, уже сейчас начинают больше заботиться о поддержании их остаточной стоимости. Есть определенные основания полагать, что уже к концу года ниша автосервисов и детейлингов покажет пропорциональный рост, — добавил руководитель проекта Likvi.com Александр Коротков.