24 ноября, воскресенье
-6°$ 102,58
Прочтений: 5006

Старая любовь к макулатуре?

Фото: www.sciam.ru

— Макулатуру я сдавал в 80-е годы регулярно, потому что жил с родителями в общежитии, и не было проблем набрать с десяток килограммов ненужной бумаги. Зато в обмен на макулатуру давали хорошие книжки. Так у меня появились почти все рассказы Агаты Кристи.

Томич Игорь, как и все школьники 70-80-х годов, в акциях по сбору макулатуры участвовал регулярно. Сначала — в младших классах просто «за интерес», потом, когда стал постарше — за популярные детективы. Однажды, признается, даже сдал в пункт приема кирпич — очень уж ему хотелось, чтобы вес бумаги был побольше. Замаскировал его в газеты и журналы и получил плюс четыре килограмма...

— А однажды я пришел в библиотеку политеха и спросил, есть ли ненужные книги. На вопрос, откуда я, показал пальцем в потолок, — смеется Игорь. — Я имел ввиду, что с аудитории сверху, а они даже не знаю, что подумали. В общем, отдали мне списанные книги, я их отнес в пункт приема — туда, где сейчас «Белый ангел» располагается. А потом в библиотеке переполох был. Оказывается, списанные книги пообещали кому-то другому...

На некоторых людей процесс сбора макулатуры произвел неизгладимое впечатление. И история, связанная с этим, есть практически у каждого человека с советским прошлым.

— В пятом классе мы ходили по квартирам и спрашивали ненужные книги, газеты, журналы, — вспоминает 70-е годы томичка Марина. — И среди прочего нам кто-то отдал руководство по акушерству и гинекологии. Как сейчас помню, книга была толстенная, с множеством натуралистичных картинок «по теме». Нас, пятиклассников, это, конечно, очень впечатлило. Но дело было вечером, и мы, не успев подробно просмотреть всю книжку, спрятали ее под балконом. Но наутро она исчезла и нам было очень жаль...

Если в самом начале кампании по сбору старых книг и журналов школьниками двигало пионерское и комсомольское чувство ответственности, то потом нужна была дополнительная мотивация.

— Я точно помню, что в четвертом классе, это конец 80-х годов, нам за макулатуру давали талоны на питание, — улыбается жительница Северска Ольга. — И не забуду то чувство гордости, когда ты вроде еще маленький, но уже сам зарабатываешь талон, например, на сахар.

Правда, светлые воспоминания остались в основном у «ранних» пионеров. В начале 90-х у школьников были уже совсем другие условия для этого, вроде бы благородного дела.

— Я про самый конец пионерии могу сказать, — говорит Инесса, детство которой проходило в маленьком городке. — Ходит толпа малолеток по квартирам, клянчит бумагу б/у. Люди в ситуации наступающего развала Союза уже ни в какие идеалы и благие дела не верят, поэтому посылают юных сборщиков макулатуры куда подальше и захлопывают двери.

— Это была довольно унизительная процедура, кстати, — продолжает Инесса. — Хорошо, что мы тогда этого не понимали. Потом вся эта куча хлама действительно собиралась на школьном дворе, но почему-то машина, которая должна была «вот-вот» приехать и забрать ее, все не приезжала. Так бумага и сгнивала потихоньку под осенними дождями...Сейчас понимаешь, что тогдашним сборщикам макулатуры нынче бы счастье было — столько бесплатных газет-листовок-рекламок по подъездам!

Действительно, газет и журналов люди стали выписывать намного меньше, однако с бесплатной макулатурой проблем нет. Другое дело, что акции по сбору ненужной бумаги в Томске, как, впрочем, и в стране сегодня — явление редкое. И не потому, что население без энтузиазма подходит к вопросу сохранения деревьев, а потому что нести ненужную бумагу, по сути, некуда.

По словам начальника отдела переработки вторичных ресурсов областного департамента охраны окружающей среды Александра Куперта, в Томске сейчас работают всего три компании, которые принимают макулатуру и отправляют на дальнейшую переработку. Еще несколько так называемых «однодневок» время от времени работают с населением. Бумажный рынок в городе небольшой, так что о прибыльности подобных фирм говорить сложно. Да и вопрос «стоит ли заморачиваться?» тоже актуален. Минимальный вес, который принимают у населения — 50 килограммов.

— Мы берем старые бумаги и газеты, картонные коробки, — рассказывает менеджер ООО «Ресурс» Елена Юканкина. — Глянец не принимаем, он не идет в переработку, потому что не подлежит вторичному растворению. Так что население сдает только офисные бумаги, книги, картон.

За один килограмм бумаги томские фирмы-приемщики платят населению 60 копеек. Простая арифметика: за полцентнера бумаги получается 30 рублей. Вычтем 24 рубля на дорогу туда-обратно и получим шесть рублей чистой прибыли. Это если не учитывать собственные трудозатраты, да и не каждый человек поднимет 50 килограммов в одиночку.

Сколько получают за сданный килограмм фирмы-приемщики — коммерческая тайна. Но вряд ли это космические суммы, если учесть расходы по доставке бумаги на предприятия, которые занимаются переработкой. Поэтому почти у всех фирм макулатура — не единственный источник дохода.

Этой весной в томских школах проходила акция «Спаси дерево». Проводили ее областные департамент образования и департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также ООО «Ресурс» — томская компания, входящая в ассоциацию переработчиков вторичных ресурсов. Акцию с точки зрения приемщика макулатуры можно назвать скорее благотворительной. Проходила она в школах города: ученики несколько месяцев несли из дома книги и журналы, собирали газеты и листовки из почтовых ящиков, тащили от магазинов картонные коробки. В общей сложности школьники собрали больше 45 тонн макулатуры. Сто килограммов бумаги равноценны спасению одного дерева. Так что силами учеников спасено 450 деревьев. Больше всех притащила 56-я гимназия, на втором месте — 29-я, на третьем — школа №8. Награждать их будут в сентябре. Деньги за сданную макулатуру школьники тоже получат, а весь собранный ими бумажный хлам отправили на Алтайский рубероидный завод. На переработку.

— Мы обязательно будем повторять такие акции, — подчеркивает Александр Куперт. — Следующие пройдут осенью. В сентябре дети придут в школы, начнут знакомиться, тогда и проведем повторные мероприятия по сбору макулатуры. Потому что, кроме практической пользы, это еще и мощный рычаг сплочения коллектива.

А вот среди населения проведение подобных акций не планируется. Организаторы говорят: смысла нет. Предприятия сдают бумажные отходы организованно, а с населения проку мало. Хотя некоторые организации, те же редакции газет или типографии, и рады бы сдать накопленные годами ненужные архивы. Не ради денег, а чтобы барахло не копить и не создавать пожароопасную ситуацию в офисах. Да только кто бы помог с вывозом...

А эту фотографию нам прислала наша читательница Вера Тимошенко. «Центр города. Площадь Батенькова. Мусорные баки, сумки с книгами...», — пишет она.