Минздрав создает реестр пациентов, который будет доступен полиции. Почему это пугает правозащитников?
Российские организации помощи людям с ментальными расстройствами встревожены планами Минздрава: создаваемый единый реестр пациентов предоставит полиции доступ к данным о психических диагнозах и диспансерном учете, что вызывает опасения об утечках и дискриминации.
Правительство утвердило положение о федеральном регистре лиц с отдельными заболеваниями еще в мае. Он предназначен для учета заболеваемости и анализа эффективности медпомощи. В реестр попадут данные о пациентах с 12 типами заболеваний (онкологическими, легочными, сердечно-сосудистыми и другими) и состояний (включая беременность).
Минздрав начнет вести электронный регистр на базе Единой государственной информационной системы здравоохранения с 1 марта 2026 года. Данные будут переданы из существующих баз государственных и частных медучреждений. Для пациентов с психическими диагнозами в регистр войдет информация о постановке на диспансерный учет, госпитализациях, опасных симптомах и судебных принудительных мерах лечения. Среди пользователей регистра «с определенными ограничениями» указано МВД, причем полиции будет доступна часть персонифицированных данных.
Почему эксперты видят в новой базе угрозу приватности и помощи?
Общественная организация «Контакт», помогающая людям с расстройствами аутистического спектра, опубликовала подробный разбор инициативы. Эксперты «Контакта» обращают внимание, что в реестр включены практически все психические расстройства и расстройства поведения из МКБ.
Они задаются вопросом, оправданно ли делать доступными вне медучреждений сведения о депрессии или тревожном расстройстве. Хотя эксперты признают, что система потенциально облегчит полиции идентификацию опасных лиц, они опасаются утечек данных и последующего расширения круга лиц с доступом к регистру. Это может привести к попаданию информации о диагнозе к работодателям или банкам, значительно осложнив жизнь человека. «Контакт» также отмечает, что положение не предусматривает удаления информации из реестра, записи будут храниться бессрочно, что может отпугнуть людей от обращения к врачам.
Президент благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская обращает внимание, что данные в регистр будут попадать по факту обращения как в государственные, так и частные клиники. Она опасается, что МВД получит доступ к массиву персональных данных людей, просто пришедших на прием к психиатру, тогда как сейчас доступ точечен и связан с нарушением закона или опасностью.
Доцент кафедры психиатрии РУДН Роман Сулейманов считает уместным доступность данных о психических диагнозах для врачей другого профиля, учитывая связь расстройств с телесными болезнями. Его удивляет отсутствие в регистре некоторых видов деменции, так как дезориентированные пожилые люди нуждаются в помощи полиции.
Позиция Минздрава: реестр для «меньшей части», риски минимизируют
Представители Минздрава РФ не разделяют опасений пациентских организаций. Главный внештатный психиатр министерства Светлана Шпорт заявила, что в регистр включены прежде всего граждане с тяжелыми психическими расстройствами и склонностью к опасным действиям, что составляет меньшую часть обращающихся.
«Безусловно, федеральный регистр гарантирует защиту данных и исключает их передачу иным лицам, не предусмотренным законодательством. В настоящее время специалисты разрабатывают регламент работы регистра, чтобы исключить и минимизировать риски работы с ним», — прокомментировала «Коммерсанту» Шпорт.
Собеседник «Коммерсанта» на рынке кибербезопасности подтвердил объективные причины создания регистра. Он отметил, что у правоохранительных органов сейчас нет механизма получения актуальной информации о постановке на психиатрический учет после выдачи водительских прав или лицензии на оружие. Это создает риски, например, если человек с заболеванием из-за употребления психоактивных веществ водит машину или владеет оружием.
«Подобная информация может быть интересна фармацевтическим и медицинским компаниям. Если речь идет об известных людях, то информацию о серьезных заболеваниях готовы покупать конкуренты, наследники, представители криминальных структур. Также подобные данные могут представлять интерес для спецслужб недружественных стран. Поэтому принципиально важно вкладываться не только в создание такого регистра, но и в его защиту», — отметил источник редакции.