Холодный май с горячими обвинениями
Громкое и одновременно смешное покушение на томскую медийную аномалию, давно растворившуюся в недрах многочисленных пресс-служб, затмило скучные акции майских протестов. Минувший месяц отличился лишь холодной и снежной погодой да поспешными и горячими обвинениями в адрес томской оппозиции, вполне открыто и объяснимо недолюбливающей расстрелянного из травматика журналиста.
Самым громким «делом» мая стало, конечно же, покушение на тележурналиста Марка Минина. Выступления самого журналиста с обвинениями в адрес оппозиции, выступления известных томичей в защиту самого Марка и интернет, полный скепсиса относительно официальных и истинных причин нападения, — все это будоражило Томск всю вторую половину мая. Сторонники и противники самого «провластного» журналиста сошлись лишь в одном — кампания по выборам в гордуму набирает обороты, уже демонстрируя ту грязь, которой будет сполна полит Томск осенью. Стоит отметить, что команда столичных политтехнологов уже прибыла в Томск, и в кулуарах даже высказали мысль, что история с покушением — это некий «креатив» от московских пиарщиков.
Самым социально-значимым «делом» мая стало решение мэрии об отключении отопления в городе, несмотря на аномально холодную погоду и выпавший снег. В результате даже гости инновационного форума вынуждены были кутаться в куртки на всех мероприятиях, проходивших в БКЗ и Пушкинке.
В отличие от предыдущих двух лет последний инновационный форум прошел без особой помпы — ни народных гуляний, ни лазерного шоу. Да и приезда первых лиц государства уже никто не обещал и не ждал. Поэтому улицы кипятком не мыли, дорожную разметку по ночам не рисовали и высаживать цветы на клумбы не торопились. Об экономически полезных для региона последствиях форума тоже сказать особенно нечего, ведь даже на дорожное строительство денег не дали. Единственный дивиденд, который получили футбольные болельщики по итогам форума — это гарантии финансирования «Томи» столичными спонсорами. Ради ликвидации многомесячных задержек зарплаты футболистам можно было даже красиво проиграть команде высокопоставленных гостей.
Самым социально-скандальным эпизодом мая по праву можно назвать раздачу матпомощи пострадавшим от паводка в Черной Речке. Раздоры потрясали эту деревню, начиная с первого числа, когда людям вместе с тысячей рублей на одну голову начали выдавать муку. Забыв при этом, что от газоснабжения затопленная деревня отключена и выпекать хлеб людям просто не на чем. Дальнейшие действия чиновников привели лишь к росту числа недовольных и возмущенных граждан, которым выдавали одну подушку на троих, попутно обзывая попрошайками. Именно на Черной Речке бюрократическая машина показала, как любое, самое благое начинание, можно превратить в безобразнейшее шоу. Безо всяких на то оснований чиновники из соцзащиты распределяли спонсорские средства и вещи, как собственные — по справкам, по прописке... А сами чернореченцы дрались в прямом смысле слова из-за всего — разного по расцветке постельного белья и «не таких, как у соседа» одеял, меньшего, чем у соседа, объема гравия и песка.
Уличных акций в мае прошло немало, но запомнилась лишь одна — пикет против платного школьного образования, ставший наглядным примером того, как участие политических партий может испортить значимую акцию протеста. Небезразличные родители просто потерялись в толпе оплаченных «справороссами» студентов с флагами, а чиновники посчитали зазорным появляться на партийной тусовке. Итог — возмущенные голоса горожан потонули в пиаре политиков.
Остальные акции — против нарушения конституционных прав и в защиту Ходорковского, в знак солидарности с шахтерами Кузбасса и против уплотнения детей в детсадах — и вовсе остались незамеченными как рядовыми томичами, так и властями. Лишь очередное участие томичек в голодовке ради мест для детей в детсадах заставляет чиновников хоть чуть-чуть да реагировать. И в который раз обещать решить проблему многотысячной очереди в сад — не через ремонт пустующих, но через наполнение до отказа действующих.
Именно в мае разрешился многолетний конфликт между облеченными властью и собственниками с большой буквы. Был снесен домик на Балтийской, успевший за два года стать легендой не только Томска, но страны. Ожидаемого торжества закона не последовало, победу над «правовым государством» отпраздновали в своих кабинетах чиновники. Объявив на радостях о начале строительства торгового центра «Метро», от которого, впрочем, рядовым томичам проку будет мало — центр рассчитан на оптовую торговлю.
Из других новостей строительства внимание привлекло утверждение мэрией проекта превращения Михайловской рощи в зоопарк с аквапарком. И хотя сам проект в стиле хай-тек до сих пор не был представлен широкой публике, протестовать против него не на форумах, а на площади вряд ли придется. Ведь, как отмечают сами авторы, назвать его инвестиционно привлекательным крайне сложно, а окупаемостью в восемь лет наш бизнес, привыкший получать прибыль сразу и много, не заманить.
Достаточно много шума наделало майское сообщение об обнаружении на обочине одной из томских дорог мешков с радиоактивными отходами. Которые впоследствии оказались, хоть и не очень опасными, но все же содержащими плутоний приборами, утилизировать которые следует с соблюдением всех мер предосторожности. О дальнейшей судьбе радиоактивного мусора спустя две недели так и не было сообщено ничего. Вероятность того, что приборы со знаком радиационной опасности по-прежнему пугают горожан на одной из свалок, сохраняется.