16 апреля, среда
+6°$ 82,30
Прочтений: 8732

«Я ведь не за место держусь»: история увольнения заведующей томского детсада и борьбы за ее возвращение

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

6 апреля в соцсетях появилось видеообращение родителей и сотрудников детского сада №13, записанное в поддержку уволенной заведующей Ларисы Алеевой. Родители и сотрудники детсада, объединяющего три корпуса и более 800 воспитанников, назвали решение чиновников несправедливым и требуют восстановить опытного руководителя, чья работа, по их словам, годами служила примером эффективного управления. В ответ департамент настаивает на «существенных нарушениях», однако стороны, судя по всему, говорят на разных языках.

Разбираемся вместе, почему родители и сотрудники требуют восстановить руководителя, несмотря на ряд нарушений, — в материале vtomske.ru.

Позиция департамента: нарушения есть

Департамент образования настаивает, что увольнение Алеевой связано с поступающими жалобами, а также «рядом существенных нарушений, в том числе длящихся».

Среди них:

  • нарушения в оплате труда, в распределении стимулирующих выплат (в том числе необоснованное назначение стимулирующих выплат), невыплата сотрудникам надбавок за педагогический стаж;
  • нарушения в порядке трудоустройства сотрудников, в кадровом делопроизводстве, отсутствие дополнительных соглашений к трудовым договорам с сотрудниками при изменении нагрузки;
  • в вопросах финансовой дисциплины (сбор с родителей наличных денежных средств сотрудниками при организации платных спектаклей в детском саду);
  • в вопросах пожарной безопасности, создании безопасных условий и содержания зданий и территории детского сада, что повышает риск угрозы жизни и здоровью воспитанников и сотрудников.

«Заведующего знакомили с результатами проверок и установленными сроками исправления выявленных нарушений. Однако Алеева своевременных и исчерпывающих мер по устранению нарушений не принимала. В результате департамент образования принял решение о расторжении трудового договора по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации», — говорится в официальном комментарии департамента образования Томска.

Также отмечается, что часть материалов проверок находятся на рассмотрении в правоохранительных органах для принятия процессуального решения.

«Много проверок в течение года»: Алеева отвергла все обвинения

После прихода нового руководителя департамента образования в детсаду начались плановые и внеплановые проверки. Поводом стали жалобы, в том числе на сбор наличных денег с родителей для оплаты мероприятий. В августе Алеева получила предупреждение, а в сентябре и октябре — два выговора, которые она назвала необоснованными.

В интервью депутату Константину Ушакову Лариса Алеева отвергла все обвинения департамента.

Касательно сбора наличных средств с родителей Алеева категорически отрицает такую практику.

«Хочу сказать сразу, что это политика детского сада — мы никогда ни на что не собираем деньги. Даже во время пандемии, когда казалось бы обоснованным попросить у родителей — мы не просили, мы зарабатывали деньги и за счет прибыли, которая у нас была <...> Мы привыкли справляться сами», — она подчеркивает, что оплата мероприятий, таких как, например, спектакли филармонии, проходит через бюджет — все прозрачно, никто не работает через наличный расчет»

По поводу стимулирующих выплат департамент обвинил Алееву в «необоснованном назначении», но она настаивает, что речь идет о компенсационных доплатах за физически тяжелую работу — перенос раскладушек весом 6–8 килограмм, которые используются не в каждом корпусе.

«Это дополнительный объем работы, который люди выполняют. Заставлять работать бесплатно я не имею права. Это не стимулирующие, а компенсационные выплаты — они идут сверх минимальной оплаты труда».

Систему стимулирования она называет прозрачной: «У нас все можно посчитать. Каждый человек знает, что если набрал баллы — получает, не набрал — нет. Это обсуждается коллегиально», — подчеркивает Алеева.

Касательно надбавок за педагогический стаж Алеева признает технические задержки в оформлении из-за нагрузки на делопроизводителя, но отрицает факт невыплат.

«Есть установленные доплаты, которые мы людям делаем за определенный стаж работы. Мы установили 1 сентября, проверили всем стаж работы и потом по мере того, как работник работает, нужно отслеживать ежемесячно как раз если стаж увеличился, то какую-то доплату дополнительно ставить. Она фиксируется на следующие пять лет. <...> Но в течение года не всегда своевременно делопроизводитель успевал вот этот переброс по стажу делать. Люди все получали, но нагрузка на делопроизводителя колоссальная — она одна работала. Здесь были упущения, но это не значит, что людям не платили <...> Люди всегда все получают», — отметила Лариса Викторовна.

В ответ на обвинения в кадровых нарушениях Алеева предполагает, что это связано с проверкой, в ходе которой ревизор не обнаружил одного допсоглашения за 2021 год.

«У нас было много проверок в течение 2024 года, начиная с августа. Соответственно бесконечно документы брали-отдавали. Когда отдали документы на проверку ревизору, там не оказалось допсоглашения с одним из сотрудников за 2021 год. <...> Тогда делопроизводитель сказал "Если нужно будет целенаправленно какой-то документ и вы не видите — вы мне скажите, я схожу в архив и его найду".

Я хочу сказать, что когда ревизор отдавала мне справку по проверке, она мне сказала: "У вас есть 30 дней для того, чтобы все посмотреть, все изучить, проанализировать, написать ответ и устранить, допустим те выявившиеся недоплаты, все привести в соответствие". Так мне было сказано ревизором 3 апреля», — рассказала Алеева. Ее уволили 4 апреля.

По вопросу пожарной безопасности департамент ссылается на устаревшую систему АПС, которую требовали заменить еще в 2018 году. Алеева объяснила, что это требует капитального ремонта, который она не имеет права делать — это ответственность города.

«Мы поддерживаем всю систему в рабочем состоянии, но она уже устарела и соответственно мы пишем постоянно, что мы работаем над этим. Это капитальный ремонт и мы не имеем права: это не просто где-то подремонтировать, датчики поменять — это глобальные вещи, то есть это программа по капитальному ремонту системы ПС в детских садах», — уточнила бывшая заведующая сада.

По словам депутата, для решения этой проблемы департамент образования должен отработать эту историю с департаментом капитального строительства, они должны в бюджете найти деньги на это дело. Алеева подтвердила, что детский сад включают в программу с 2022 года и в этом году обещали провести ремонт.

Также в саду фиксировались санитарные претензии Роспотребнадзора. Единственным замечанием на все корпуса стало нехватка света в здании на улице Береговой, которое открылось в 2020 году.

«В 2023 году норматив поменялся и мы не проходили по СанПиНу. Мы моментально это устранили», — пояснила Алеева.

Она также уточнила, что в возбуждении уголовных дел против нее было отказано. На сегодняшний день выговора Алеева оспаривает в суде, считая их незаконными. До суда бывшая заведующая пыталась разрешить спор через мэрию: один выговор правовой комитет рекомендовал отменить, второй оставили на усмотрение суда.

«Новая система нас не принимает»

Контекст конфликта Алеева связывает с «разным видением» управления.

«С новой командой (департамента — прим.ред.) мне действительно работать сложно. <...> Виденье разное. 13-ый детский сад, наверное, всегда выбивался из общего строя и просто сидеть и ничего не делать мы не можем. <...> Пришел человек, который, возможно, пришел из системы школьного образования. Понятно там, другой подход, другие взгляды и так далее. Я вижусь с человеком только на совещаниях и семинарах. Проговаривает именно то, что мы делаем уже, понимаете? Там говорится это с перспективой нам, а мы это уже сделали, прошли и мне даже коллеги мои говорят: "Почему у вас такие непонятные отношения <...>, почему недопонимания идут?". Я не знаю, почему идут недопонимания. Возможно... Новая система нас не принимает», — поделилась Алеева.

Несмотря на 35-летний стаж, звание почетного работника образования и серебряный знак герба Томской области Лариса Викторовна уточняет, что за все время работы начальник департамента не пытался поговорить с ней лично. Она подчеркивает, что диалога с ее стороны не избегала, но чиновники ограничились формальными отписками.

«Я думаю, что проверяющему, который приехал, сильно хотелось услышать, что они уже услышали. Там и началось. <...> Такое ощущение, будто подготовительный этап был, потому что... Я не знаю, что произошло, потому что больше всего меня поражает, что со мной за это время мой же непосредственно руководитель ни разу не общался. В данном случае, если пришел новый человек, который (видит — прим.ред.) прям нарушения, прям до выговора, то наверное нужно, как вы сейчас со мной разговариваете, сказать "Да что это такое? Почему у вас такой детский сад флагманский, а вы тут резко раз и испортились?". Я всегда готова, я всегда открыта для общения. Более того, я очень мирный человек».

Алеева рассказала, что планировала отработать три года перед пенсией, подготовить нового руководителя из числа тех, кто погружен в систему детсада, и уйти со спококойной душой. Но из-за «скоропостижного» увольнения ее беспокоит судьба коллектива и проектов.

«Я хочу, чтобы мой коллектив был защищен от всего. И у нас пока нет преемника, которому я со спокойной душой передала все и ушла. <...> Больше меня беспокоит, будут проекты продолжаться или нет; я ведь не за место держусь — у нас колоссальная ответственность и зарплата не соизмерима той, которую получают наши коллеги в Москве, хотя ответственность у нас одна и та же, дети такие же и работа такая же. Если бы я была совершена спокойна, что инициатива моих коллег будет поддержана, что их уникальность будет сохранена и поддержана, не будет разрушений и продолжится работа, которую мы сейчас делаем — а ее нужно продолжать, потому что мы на всех уровнях доказали, что это перспективно, это необходимо и все это работает на развитие наших детей. Я бы ушла. Я пенсионер, ветеран труда, почетный работник... У меня много-много всего есть, но главное не это. Сейчас больше всего волнуюсь за свой коллектив», — поделилась женщина.

«Разговаривали на разных языках»

В поддержу бывшей заведующей выступили не только ее коллеги, но и родители воспитанников. Особое возмущение родителей вызвал тот факт, что под руководством Алеевой детский сад №13 не раз становился флагманом образовательных инициатив. В 2025 году учреждение получило статус федеральной инновационной площадки за внедрение программы «Юные Орлята России», а сама заведующая в 2024 году была отмечена благодарностью губернатора Томской области.

«Она была заведующей, которая работала много лет, руководила этим детским садом. И она собрала замечательную команду воспитателей», — отметила в разговоре с журналистом vtomske.ru мама одного из воспитанников детсада Наталья.

По ее словам, Алеева собрала профессиональную команду воспитателей, логопедов и психологов, которые помогают детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к обычным школам. Она подчеркнула, что в саду нет «поборов», а любые дополнительные расходы, например, на подарки к Новому году, инициируются родительским комитетом.

9 апреля родители встретились с представителями департамента образования, включая заместителей начальника Елену Репкину, Ирину Швайко, Олега Белозерова, заместителя мэра Константина Чубенко и начальника департамента Елену Сорокину. Чиновники объяснили увольнение Алеевой «рядом существенных нарушений», но родители остались неудовлетворены.

«Выслушав всех представителей департамента, сделали вывод, о том, что никто в департаменте не думает об образовательном процессе детей, об их благополучии, о том, что в садике сформирован прекрасный коллектив, который долгое время работал под руководством талантливого человека, умеющего организовать и сотрудников,и родителей, и детей, не думают и о сотрудниках, которые высоко ценят своего руководителя, с которым добиваются успехов и побед. Им важно, чтобы было с документами все в порядке», — отметили в коллективном письме родители, присутствующие на встрече.

Требование родителей вернуть Алееву на должность департамент отклонил.

«1,5 часа разговоров, были в пустую. Разговаривали на разных языках.
Родители настроены решительно, чтобы быть услышанными», — подчеркнули они.