21 сентября, суббота
+9°$ 92,58
Прочтений: 2125

Стоимость авиаперелетов из Томска за год выросла на 73%

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Стоимость авиабилетов в России вновь бьет рекорды. В августе индекс цен на перелеты в экономклассе вырос почти на 30% год к году, следует из данных Росстата. С начала года рост цен оказался максимальным за всю историю статистики. В Томске стоимость авиаперелетов за год выросла почти в два раза.

Средняя цена перелета в экономическом классе в расчете на тысячу километров пути в августе составила 7 913 рублей. Это антирекорд для августа за все время ведения статистики (с 2000 года), пишет РБК. С начала 2024 года цены на перелеты выросли на 28,4%, что также является антирекордной динамикой с 2002 года.

В августе 2024 года (последние доступные данные) средняя стоимость авиабилета с вылетом из Томска (по всем направлениям) выросла на 73% по отношению к августу прошлого года: с 5 708 до 9 900 рублей за перелет в экономклассе в расчете на тысячу километров полета. С января рост составил почти 33% (было 7 446 рублей).

Показатель «Полет в салоне экономического класса самолета в расчете на 1000 км пути» рассчитывается на основе данных из более чем 280 российских городов. Две трети рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен, — это перелеты в Москву. В случае если нет рейсов в столицу, регистраторы фиксируют цены на прямые перелеты в крупные российские города на регулярных рейсах. Росстат рассчитывает среднюю цену на авиабилеты на основании алгоритма: в выборку попадают билеты минимум на три-пять рейсов с вылетом через 15 дней, десять дней и три дня, чтобы учесть ценовые изменения, связанные со сроком полета.

Цена на авиабилет формируется из различных компонентов, включая стоимость топлива, аэропортовых сборов, обслуживания пассажиров, амортизации самолетов, страховки, налогов, а также маркетинговых и административных издержек.

Подорожание перелетов связано с тем, что в первом квартале 2023 года перевозчики еще осваивали субсидии на внутренних линиях. Сейчас таких субсидий нет, рассказывал весной «Ведомостям» главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин. Среди факторов роста цен на перелеты он также называл инфляцию и рост стоимости керосина.

Авиаперелеты становятся роскошью

В августе авиакомпания S7 Airlines направляла письмо в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) с предложением провести анализ стоимости авиационного керосина в аэропортах. Об этом писали «Известия».

В письме было указано, что от операторов поставщиков топлива в адрес авиакомпаний поступили уведомления о возможном неисполнении обязательств по заправке топливом. Речь идет об аэропортах сибирского, восточного и южного регионов. Также поступают предупреждения о минимальном запасе керосина и вероятных ограничениях в заправке.

Растут и биржевые индексы на керосин. В пресс-службе S7 Group заявили: «Мы видим серьезное подорожание стоимости авиационного топлива, что пропорционально сказывается на себестоимости перевозок».

В S7 говорят, что затраты на горюче-смазочные материалы достигают 25–30% от операционных расходов и напрямую влияют на стоимость билетов. В «Аэрофлоте» это 40%, любое повышение цены на топливо так или иначе отражается на стоимости билета.

Еще одна причина роста стоимости билетов — удорожание обслуживания самолетов. После того как Россия начала военную операцию на Украине, производители авиационной техники Airbus и Boeing запретили поставку в РФ своих самолетов, запчастей к ним, техническое обслуживание. Производители моторов для самолетов уведомили российских перевозчиков о прекращении сотрудничества. Крупнейшие лизинговые компании начали отзывать свои самолеты. Для авиакомпаний стало проблематичным получать запасные части — их приходится заказывать через третьи страны и сторонние фирмы.