Наводнение в Оренбуржье: затоплены тысячи домов, люди вышли на митинг
В городе Орске Оренбургской области прорвало дамбу — затопленными оказались несколько тысяч домов; вода дошла уже до Оренбурга. Что известно об этом наводнении — в материале vtomske.ru.
По данным местного МЧС, в конце марта в Оренбургской области начались паводки, с 30 марта на всей территории региона ввели режим повышенной готовности, в некоторых населенных пунктах объявили ЧС. Жители начали эвакуироваться. К 4 апреля режим ЧС распространили по всему региону.
Вечером 5 апреля, в пятницу, из-за сильного паводка в Орске, второго по численности населения города Оренбургской области, прорвало насыпную дамбу на реке Урал, о чем сообщали «Урал56» и «Орск.ru». Прорыв произошел в районе Старого города, в районе улицы Оренбургской. Еще до прорыва дамбы началась эвакуация жителей, сообщали в администрации города. По информации издания «Орск.ru», первую серьезную эвакуацию в городе объявили на некоторых улицах в районе 18:00 (по местному времени). Прорыв дамбы случился в районе 22:00, уже тогда началась эвакуация в других частях города.
Как сообщила 6 апреля пресс-служба администрации города, в зону затопления в Орске из-за прорыва дамбы попали 4,2 тысячи домов и 10,9 тысячи человек. Издание «Урал56» сообщило 6 апреля, что дамба была прорвана во второй раз — на Никельской объездной, в третий — в районе улицы Борисоглебской.
Губернатор Оренбуржья Денис Паслер назвал паводок 2024 года самым мощным за всю историю. «Мы продолжаем борьбу со стихией. Через два-три дня будет понятно, когда ждать снижения», — приводятся слова Паслера в сообщении в телеграм-канале его пресс-службы.
Из-за паводка и снижения качества водопроводной воды начался ажиотажный спрос на бутилированную воду в Орске. Местные власти заверяли, что мэрия помогает продовольственным сетям с закупками. Раздачей воды в выходные занимались в Орске и волонтеры. Корреспондент РБК сообщал о перебоях в поставках самых ходовых товаров в магазинах (курица, хлеб, бутилированная вода и так далее).
7 апреля правительственная комиссия приняла решение отнести паводок в Оренбуржье к ЧС федерального характера. Вечером 7 апреля глава МЧС Александр Куренков сказал в сюжете на канале «Россия 24», что эвакуация в городе якобы была объявлена «неделю назад». По словам министра, «люди не принимали решение, они думали, что это шутки какие-то».
«Интерфакс» сообщил 7 апреля, что в Орске была зафиксирована гибель четырех человек, однако их смерть не связали с паводком.
Как сообщило 9 апреля правительство Оренбургской области, на территории 27 муниципальных образований подтоплено уже 10,3 тысячи жилых домов и 12,8 тысячи приусадебных участков. Для движения транспорта закрыто 44 мостовых сооружения. Есть угроза перелива на федеральных трассах.
Наиболее сложная обстановка складывается в Орске, там затопило 6,6 тысячи домов. Всего из города эвакуировали более двух тысяч человек, пишет ТАСС со ссылкой на оперативные службы.
Ситуация ухудшается и в Оренбурге, который находится ниже по течению. Там река Урал прибавила 28 сантиметров за сутки. Эвакуированы уже как минимум 428 человек. Мэр города Сергей Салмин 9 апреля потребовал от жителей подтопленных районов уехать добровольно. В противном случае их начнут вывозить при участии полиции.
Люди вышли на митинг
Жители Орска 8 апреля собрались у здания городской администрации, чтобы записать обращение к президенту России Владимиру Путину. Люди критиковали размеры обещанных компенсаций и говорили об «отсутствии эффективных мер по борьбе с наводнением», писал «Коммерсант». Кроме того, собравшиеся требовали отставки мэра Василия Козупицы, припоминая ему слова «с дамбой все в порядке». По оценке СМИ, собралось несколько сотен человек. По оценке депутата Госдумы от Оренбургской области Нины Останиной, возле здания администрации собралось более трех тысяч человек.
Собрание превратилось в стихийный митинг, собравшись на площади у администрации города, орчане кричали «Позор» и «Путин, помоги», сообщает «Урал56».
Фото: мэрия города Орска
Глава города Василий Козупица и другие представители администрации вышли к протестующим, но полноценного общения с жителями не вышло.
С инициативной группой орчан встретился губернатор Оренбургской области. Вначале он потребовал, чтобы участники убрали телефоны, аргументировав это тем, что собрание снимает пресса. В итоге им разрешили снимать встречу, сообщает «Урал56.ru».
По итогу встречи в правительстве региона сообщили, что уже выплачивается единовременная матпомощь в размере 20 тысяч рублей на человека. 50 тысяч рублей на человека составит финансовая помощь в случае частичной утраты имущества первой необходимости и 100 тысяч рублей на человека — при полной утрате имущества первой необходимости.
Работодателям, приостановившим работу, пообещали компенсации средств на выплату сотрудникам зарплаты в полном объеме.
Пострадавших от паводка пообещали освободить от уплаты коммунальных платежей, также им предоставят кредитные каникулы. Кроме того, пообещали начать работы по проектированию новой дамбы.
Подробнее о дамбе
Дамба в Орске — насыпное сооружение, построенное для защиты автомобильной дороги и укрепления берега реки.
Она была построена в 2014 году за более 910 миллионов рублей, писали на официальном портале администрации города. Строительством занимался генподрядчик ЗАО «Спецстрой-3», деньги выделили из областного бюджета.
Согласно проектной документации, дамба рассчитана на уровень воды в Урале 550 сантиметров. К 6 апреля уровень воды в реке достиг 9,6 метра.
Губернатор Оренбургской области Денис Паслер говорил, что проект дамбы был рассчитан на гораздо меньшую нагрузку. За день до прорыва дамбы, 4 апреля, мэр Орска Василий Козупица рассказывал, что лично проверял состояние сооружения и пришел к выводу, что оно выдержит нагрузку.
Реакция органов
Следственное управление по Оренбургской области после прорыва дамбы в Орске завело уголовное дело по статьям о халатности (часть 1 статьи 293 УК) и нарушении правил безопасности при строительстве (часть 1 статьи 216 УК), как просила прокуратура региона. В надзорном ведомстве отметили, что требования к содержанию дамбы неоднократно нарушались, а меры приведения в надлежащее техническое состояние предпринимались несвоевременно.