ТГУ собирается сделать оборудование для 22 самолетов Superjet
Инжиниринговый химико-технологический центр (ИХТЦ) ТГУ до весны 2024 года собирается изготовить конвертеры озона для 22 самолетов Sukhoi Superjet 100. Недавно опытный образец борта, на котором установлено оборудование от томских химиков, совершил первый полет.
Как рассказали в Томском государственном университете, конвертеры озона — обязательная составляющая системы безопасности самолета. На высоте до 11 тысяч метров авиалайнер попадает в область, где концентрация озона достаточно велика, попадание забортного воздуха в кабину без очистки недопустимо.
По международным правилам в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах — по два, в больших — от четырех до шести.
«Ранее такие конвертеры в мире изготавливали только в США и Германии. Теперь у России есть свое производство в Томске. Катализатор, который эффективно преобразует опасный для человека O₃ в безопасный О₂, разработала научная группа под руководством Сергея Галанова на базе химического факультета ТГУ. Производство конвертеров с этим каталитическим материалом налажено на площадке ИХТЦ», — говорится в сообщении вуза.
Отмечается, что первые поставленные авиапрому конвертеры установлены на опытный образец «Суперджета», который совершил первый успешный полет 29 августа. Сейчас конвертеры для новых российских самолетов проходят часть испытаний в Тамбове на базе Росхимзащиты.
Фото: пресс-служба ТГУ
По информации университета, в 2021 году ИХТЦ получил государственную лицензию на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотников. Речь про оборудование кондиционирования, жизнеобеспечения и воздухонаддува летательных аппаратов — генераторов кислорода.
Добавим, 29 августа Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщила, что опытный образец полностью импортозамещенного «Суперджета» совершил первый полет. В ходе него самолет поднялся на три тысячи метров, достиг скорости свыше 340 километров в час, произвел «посадку на облако» и другие маневры. Всего в SSJ 100 было замещено порядка 40 систем и агрегатов, на разработку ушло четыре года.
Текущая версия ближнемагистрального «Суперджета» состоит из импортных комплектующих примерно на 70%, писали «Ведомости» в 2022 году.