23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 8276

Апрель: оппозиция — на приколе, деревни — поплыли

Фото: tvtomsk.ru

Бурных выступлений на политической арене Томска, вопреки ожиданиям, апрель не принес. Оппозиция, оказавшись запертой в квартире на улице Дзержинского, присмирела. Потеряли интерес к происходящему и члены группы, инициировавшей отзыв спикера облдумы, хотя именно их активность год назад заставила вздрогнуть областной парламент. На смену выступлениям за права граждан пришли выступления за блага материальные — начался сезон распределения путевок и компенсаций пострадавшим в половодье.

Минувший месяц стал самым насыщенным в информационном плане, чем, несомненно, порадовал журналистов. Политическая составляющая жизни Томска оказалась куда менее бурной, чем все ожидали. Возможно, виной тому домашний арест Александра Макарова, к которому его в спешном порядке сразу после создания оппозиционной коалиции приговорил суд. Но если Александра Сергеевича, поплатившегося за проявленную активность и сразу поутихшего, понять можно, то его враз поникших товарищей по «движению сопротивления» томичам явно не понять.

В итоге вся апрельская деятельность оппозиции свелась к нескольким митингам, из которых беспокойство властей вызвал лишь один — посвященный судебному произволу и организованный пострадавшим от этого произвола Вадимом Тюменцевым. Который, кстати, приобрел всероссийскую популярность после того, как на его защиту вышли оппозиционеры Санкт-Петербурга, перекрывшие на несколько часов Невский проспект.

Правда, о самом вопиющем случае судебного произвола в Томске на митинге почему-то не вспомнили, хотя в эти дни «домик на Балтийской уже напоминал древнюю крепость в длительной осаде. Самой наглядной демонстрацией судебного произвола можно считать решение суда по этому делу с итоговой формулировкой «исполнить немедленно». Стоит отметить, что короткий видеоролик об этой двухлетней тяжбе стал одним из самых популярных за апрель в российском Интернете.

Второй же митинг с расплывчатым девизом, напоминающим времена 30-летней давности, «За участие граждан в жизни общества» произвел впечатление не столько оппозиционной активности, сколько весенней неадекватности некоторых томичей. Впечатление усиливается, если узнать подробности об организаторах, увлекающихся, помимо борьбы за права граждан, еще и возрождением славянской культуры и имеющих непосредственное отношение к мутной партии «Единение».

Другое значимое событие апреля — внесение спикером облдумы Борисом Мальцевым на рассмотрение парламентом долгожданного законопроекта об отзыве депутата. Предложенный вариант, за который инициативные томичи бьются уже больше года, все же не прошел, и депутатам был представлен вариант усеченный — касающийся исключительно областных парламентариев, а не всех народных избранников Томской области. Понять такую осторожность спикера можно. Если процесс отзыва областного депутата организовать будет сложно, а управлять им достаточно легко, то справиться с волной народного недовольства в сельских поселениях, где ставленники партии власти выигрывают наперекор настроениям селян, будет куда сложнее. А допустить массового отзыва депутатов-единороссов в районах области, власть, конечно же, не может.

Социальная сфера Томска в апреле отметилась двумя наиболее значимыми событиями — очередным распределением путевок в детские сады и новой схемой распределения путевок в детские лагеря. Ни то, ни другое бонусов томским властям не добавило. В отношении нехватки мест в детсады ситуация, по сравнению с прошлогодней, ничуть не изменилась, хотя заместитель мэра Алексей Балановский и продолжает утверждать, что ежегодно места в садах нарастают тысячами. В итоге несколько мам пошли на радикальные меры, присоединившись к голодовке, проходившей и в других городах, но никакой реакции чиновников на это не последовало. Зато беспрецедентное решение об уплотнении детей в действующих садах (сразу напомнившее почему-то подзахоронение на Бактине), нашло полную поддержку областной власти. Инициатива же областных депутатов расследовать продажу-приватизацию зданий детсадов такого отклика в душах власть имущих не нашла.

Еще не переросла в скандал, но грозит это сделать ситуация с распределением путевок в летние детские лагеря. Изменение схемы финансирования, отдавшее в руки местных властей и деньги, и право выбора нуждающихся, казалось бы, должно было сделать детский отдых доступнее. Однако в этом году, в отличие от прошлых лет, когда путевками «заведовал» фонд социального страхования, недовольных и обиженных оказалось в разы больше. Только по официальной статистике, и только по линии профсоюзов путевки получит лишь третья часть от тех, кто в них нуждается. Остальным «физическим лицам», то есть частным предпринимателям, неработающим или работающим в других регионах родителям, досталось всего две сотни путевок, делились которые по принципу «кто успел…» Увеличение количества миллионов рублей, выделенных нынче федерацией, и уменьшение числа детей, которые смогут отдохнуть летом, кажутся вещами несовместимыми для рядового томича, но вполне доступны пониманию местных чиновников.

Вторым по значимости событием апреля (после запирания в собственной квартире экс-мэра Томска) стал, конечно, паводок. Тот самый, который так долго ждали, и который грянул так же неожиданно, как для коммунальщиков приходит зима. Вдруг оказалось, что дамбы и защитные сооружения строили не там. И не Степановка, ни Эушта с Нижним складом не поплыли так основательно, как центр города и Черная Речка. Затопленные под самую крышу дома, уплывшие в неизвестность по реке срубы и утонувшие коровы — вот неполный перечень того, с чем пришлось столкнуться томичам в последние дни месяца.

Завершился апрель, но не завершился, а плавно перетек в май паводок и последующие за ним разбирательства с главным вопросом: кто виноват? Пока жители затопленных территорий винят власть в том, что недооценила силу стихии и поздно объявила эвакуацию. Власть же раздает мизерные компенсации, рассчитывая ими и ограничиться, так как средств в бюджете на возмещение столь сильных разрушений просто нет.