Томский омбудсмен: создание базы всех побывавших в зоне СВО поможет избежать правовых проблем
Около 300 обращений, связанных со специальной военной операцией на Украине, поступило в аппарат уполномоченного по правам человека в Томской области в 2022 году. В том числе томичи обращались за решением правовых вопросов. Создание единой базы всех, кто побывал в зоне СВО, поможет избежать правовых проблем, считает томский омбудсмен Елена Карташова.
«Центральной темой в прошлом году стала защита прав человека в условиях специальной военной операции. <...> У нас было немало путаницы по правовому статусу добровольцев, особенно тех, кто присоединился к подразделению «Вагнер», но сегодня тоже алгоритм этот выстраивается. И нам, наверное, надо иметь единую базу данных всех, кто побывал в зоне проведения СВО, потому что там не только мобилизованные и добровольцы, но и медики бывают, и волонтеры, и представители СМИ. В будущем это поможет избежать множества проблем», — сообщила Карташова, выступая с докладом о работе в минувшем году на собрании областной думы 30 марта.
Она добавила, что в целом в аппарат уполномоченного поступило около 300 обращений, связанных с СВО. Особенно много обращений получала омбудсмен в самом начале объявления мобилизации.
«В первые дни было много неразберихи и, надо сказать, очень остро ощущался недостаток информации по многим вопросам. Люди обращались к нам по поводу самой процедуры проведения мобилизации, бронирования, предоставления отсрочки, особенно актуальна была осенью тема по отцам троих детей, и нескольким семьям мы помогли положительно решить этот вопрос. Также были жалобы, касающиеся несения службы, установления льгот получения выплат, поиска наших ребят в госпиталях страны. В первые месяцы были обращения по вопросам социальной поддержки семей мобилизованных, сейчас их практически нет, сегодня органы соцзащиты в целом закрыли эту тему», — рассказала Елена Карташова.
«Мы столкнулись с тем, что было сложно давать какие-то консультации и помогать разбираться в ситуации, где задействованы структуры Минобороны, так как мы — гражданские люди. События 2022 года были большим испытанием для всех, приемы тогда были очень тяжелые. Мы работаем с людьми, покинувшими СВО и прибывшими в Томск, среди них и инвалиды-колясочники, и люди старше 80 лет. На середину марта таких было более 200 человек», — добавила омбудсмен.
Она отметила, что большой проблемой остается психологическая реабилитация вернувшихся с СВО с посттравматическим синдромом и семей, чьи родные оттуда не вернулись.
«Некоторых людей нам удавалось убедить обратиться к медикам, и это очень непростое дело. Люди очень боятся, что останется какой-то ярлык, тем не менее говорить об этом нужно. <...> Наверное, нам придется вспомнить опыт, который был наработан с ребятами, которые возвращались из Афганистана и с чеченских войн. Профессиональная помощь, длительная, доступная должна быть выстроена в максимально короткие сроки, и самое главное, что люди должны доверять и не бояться этого ресурса. Специалисты ждут, но идти к ним хотят не все», — сказала Карташова.