Опрос: каждый третий звонок мошенников происходит через мессенджеры
Каждый третий клиент ВТБ, который столкнулся с действиями мошенников, получил звонки от них через популярные мессенджеры. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного банком. Наибольшее число таких вызовов зафиксировано в WhatsApp и Viber.
В опросе приняли участие более 50 тысяч респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в разных городах России.
Специалисты отмечают, что мошенники регистрируют аккаунты на виртуальные SIM-карты как российских, так и иностранных операторов. Аналитики ВТБ выяснили, что в последнее время их клиенты все чаще получают звонки именно с зарубежных номеров, например, +84 95 ххххххх или +49 хххххх. Такие входящие вызовы из мессенджеров визуально очень схожи с обычным звонком с российского городского или мобильного номера.
Большинство мессенджеров позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера. Мошенники пользуются этим и подписываются «Центробанком», «Службой безопасности банка», «Следственным комитетом» и так далее. Клиенты видят это на экране смартфона во время звонка и в случае экстренной ситуации могут неправильно отреагировать на него, начав разговор и предоставив злоумышленникам персональную информацию и секретные данные карт или личного кабинета, говорят в ВТБ.
Чаще всего для обмана клиентов злоумышленники применяют входящий звонок робота, который впоследствии переключает на «специалиста», который дезинформирует клиентов о возможной потере денежных средств, оформлении мошеннической заявки на кредит, участии в следственных мероприятиях или несанкционированной замене номера телефона.
«Звонки мошенников через мессенджеры — тренд этого сезона. Отследить злоумышленников в таких каналах гораздо труднее из-за отсутствия антиспама и антимошеннических фильтров. Сейчас мы начали фиксировать звонки с иностранных номеров, где мошенники имитируют вызовы российских госорганов, чтобы усыпить бдительность пользователей. Для дополнительной защиты мы рекомендуем клиентам обращать внимание на написание номера на экране смартфона и не отвечать на вызовы сразу, чтобы позднее проверить контакт в журнале вашего мессенджера, и через настройки в смартфоне запретить входящие звонки с незнакомых номеров, такая опция доступна в Telegram и Viber. Сотрудники банка в любом случае никогда не звонят клиентам в мессенджеры», — отметил руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
ВТБ также предупреждает клиентов, что мошенники стали обзванивать пользователей под видом службы поддержки сотовых операторов и вынуждать своих жертв настроить переадресацию входящих звонков и СМС, чтобы получить доступ в онлайн-банк. В таких случаях они используют легенду о взломе личного кабинета абонента или телефона и просят ввести «специальный код» в своем телефоне, который на самом деле является USSD-командой на включение функции переадресации.
В целом за первое полугодие ВТБ обработал почти 3,9 миллиона обращений по темам, связанным с мошенничеством.
Новость компании