24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58
Прочтений: 2309

Клуб друзей или пиратство: что ждет российские кинотеатры?

Очередной кризис нанес чудовищный урон киноиндустрии, потрепанной после пандемии

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Недавно мне удалось добраться до «Топ Ган: Мэверик». Не дожидаться цифрового релиза, а потом искать ленту в хорошем качестве в сети. Не подтирая кровь из глаз, смотреть с экрана ноутбука фильм в качестве «камрип». Именно сходить на «Топ Ган» в кинотеатр. Увидеть это шоу на большом экране с отличным звуком, прекрасным дубляжом и кучей народу в зале, которые завороженно смотрели фильм, словно «дикая» публика, впервые увидевшая «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1896 году.

При выходе из зала в глаза бросились пестрые афиши, призывающие опробовать в «привычном качестве» и кинокомиксы — «Бэтмен», «Морбиус», новый «Доктор Стрэндж». Все эти пошумевшие ленты гордо выпячивались перед представителями отечественного проката. Вскоре, наверное, к ним присоединится и третий «Тор» Тайка Вайтити.

Стоит ли напоминать, что все перечисленные фильмы запрещены к показу в РФ? Поспорить за авторские права можно было разве что по «Бэтмену». Дальше — уже преступление, пусть и не самое жестокое. Однако в нашей стране некоторые по-хорошему «борзые» кинотеатры научились обходить этот закон стороной. Помогает, конечно, и подписанный президентом документ об импортозамещении. Так в Москве, Петербурге, Томске, Екатеринбурге и других городах появились «киноклубы», воскресли какие-то «друзья, предоставившие фильм». Пиратство стало благородным и романтичным делом, как во времена Черной Бороды.

В Томске начали показывать пиратские копии «Бэтмена» и «Доктора Стрэнджа»

Само собой, кого-то до глубины души возмутит факт появления лент из «недружественных стран». Но, судя по забитым залам, даже максимально влюбленные в свою Родину хотят хорошо провести время летом за просмотром блокбастера на экране, который больше размером, чем их купленная в ипотеку квартира-студия.

Ассоциация «Интернет-видео» (включает «Триколор ТВ», Amediateka, Start и другие сервисы) еще в марте выступили против лицензирования фильмов, сериалов и музыки из «стран-злодеек», но, видимо, голос довольно влиятельной организации кинотеатрами услышан не был.

Их можно понять. Цифры говорят сами за себя. К примеру, в 2021 году кинотеатры РФ собрали 40,7 миллиарда рублей, продав 145,7 миллиона билетов. Уже тогда падение по сравнению с 2019 годом составило 26,6 и 33,6 % соответственно. Дальше стало только хуже.

В марте 2022 года показатели рухнули куда-то под нижний плинтус самого плинтуса — на 44 и 49 % соответственно. Сами кинозалы тоже начали закрываться. Кто-то честно признался, что не может выдержать экономических «нюансов», а кто-то притворился, что у них начался ремонт.

От правды убежать сложно: к 18 апреля из 5 709 легальных кинозалов в России остались 3 633. В Ассоциации владельцев кинотеатров даже успели убыток до конца года подсчитать — он составит порядка 11,1 миллиарда рублей. Отдача от публики мизерная — она компенсирует около 10 % потерянной выручки.

За спасением, как и положено, бизнесмены бросились с челобитной к государству. Тут ассоциация буквально угрожала, что развалится в щепки через 30 дней. Правительство отреагировало быстрее гепарда, сразу же выделив 5,5 миллиарда рублей, а до конца года общая сумма поддержки отрасли составит более девяти миллиардов.

Эти деньги (ясное дело, под строгим контролем премьера Михаила Мишустина) должны пойти не на оплату зарплат работникам и аренду, а именно на повышение конкурентоспособности отечественного продукта. Часть денег потратят на полнометражные фильмы, другую — на короткий метр, дебютные работы и неигровое кино. Все логично. Кстати, билеты на отечественные фильмы еще же можно со скидкой покупать при помощи «Пушкинской карты». Правда, моментами бывает, что подростки просто «залетают» на довольно «взрослые» фильмы и устраивают галдеж, мешая двум-трем людям, которые заплатили всю сумму за билет.

Что посмотреть на выходных 23–24 июля? Разбор киноновинок. «Пес-самурай», «Черный телефон», «Темные очки» и другие премьеры недели.

Некоторые представители индустрии уверены, что кинотеатры переживут кризис. К примеру, руководитель кинокомпании «СТВ» продюсер Сергей Сельянов уверен, что деньги для поддержки индустрии нужны не такие большие.

— Нужно пережить период один-два года, и российские фильмы будут приносить кинотеатрам порядка 20 миллиардов рублей — такой шанс есть», — сказал он, выступая в рамках фестиваля «Горький Fest».

Директор по прокату «Централ Партнершип» Павел Верещагин тоже уверен, что кинотеатры выдержат эту борьбу. Самое главное сейчас — делать увлекательное и яркое кино для любой аудитории.

— Да, такого контента сейчас мало, но COVID-19 повлиял на эту ситуацию — сейчас образовалась плешь. Однако уже с сентября такие фильмы начнут появляться. Наш прогноз такой, что кинопрокат жив, будет жить и коллективное киносмотрение никуда не делось. Все будет сложно, но все возможно», — цитировал его в одном из интервью «Бюллетень кинопрокатчика».

Верещагин, чего уж греха таить, прав. Лучшие кассовые сборы показывают именно семейные фильмы. Чаще всего — комедии: «Мой папа — вождь», «Артек. Большое путешествие» и так далее. А вот «Молодой человек» с Павлом Табаковым собрал маловато. Жаль, фильм очень хороший. Проще сказать, что за неимением блокбастеров люди идут на известные им лица — Нагиева, Галустяна и прочих товарищей такого же толка.

В прокат добавили индийские фильмы, среди которых тоже есть интересные экземпляры. Появилось и больше лент из Китая и Южной Кореи. К нам везут странные мультфильмы, совершенно ужасного качества. В прокате всплывают хорроры, вышедшие пару лет назад. Возвращается и классика — от «Брата» до «Бумера». Есть и зарубежные культовые фильмы — от «Шербургские зонтиков» до «Господина Никто». Имеются и аниме великого Хаяо Миядзаки. Все это скопище не может выручить индустрию, лишь частично поддерживая ее на плаву.

Жаль, нет официальной статистики, но причина таким провалам лишь в том, что большинство активных фанатов сериалов и кино всегда пиратили и будут пиратить контент. На тот же «Кинопоиск» или IVI подписано унизительно мало людей. Да, вот как-то привыкли — сесть, скачать, посмотреть дома. Платить за это не хочется. То фильм окажется плохим, а, может, в зале попадется шумный и вечно чавкающий сосед — тоже не выход.

Более или менее культура оплаты за просмотр на различных онлайн-площадках закрутилась в РФ лишь последние пару лет. Если верить исследованию компании «ТМТ консалтинг», то за 2021 год российский рынок онлайн-кинотеатров увеличился сразу на 56 %. Показатели и правда растут, но вот только в этих онлайн-водах можно увидеть далеко не все. Опять же — существует запрет.

Итак, деньги для съемок российских фильмов выделены. Режиссеры в стране имеются, а продюсеров еще больше. Кинотеатры с широко закрытыми глазами уже начали выставлять «запрещенный контент». Кстати, появляется все больше качественных российских сериалов, которые скоро тоже можно будет показывать в кинотеатрах. На финальный эпизод «Нулевого пациента» точно придет больше людей, чем на Суперкубок «Зенит» — «Спартак», где все было понятно до стартового свистка.

Все эти факторы 100 % продержат индустрию на плаву до конца года. Да, кинотеатры будут закрываться и дальше, но полной отмены этой сферы искусства точно не произойдет.

Верим в два чуда. Первое — российские киноделы снимут сразу много хорошего кино, от которого будет просто не оторваться. Второе — все закончится, и под новогоднюю елочку к нам придет «Аватар 2», который станет настоящим спасителем.

Надежд мало, но верить в лучшее все же хочется. Почти как в кино.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора