Почему молодые учителя покидают школы?
Истории педагогов из Томска о зарплатах и условиях труда
Сегодня в томских школах не хватает более 300 педагогов, говорят власти. Особенно нужны учителя математики, иностранного языка, русского языка и литературы, физики, физической культуры и музыки.
Мы решили узнать у молодых специалистов из Томска о том, что их не устраивает в текущей ситуации и почему они не собираются строить карьеру в школах.
Василий
Василию 24 года (имя изменено по его просьбе), он учится в магистратуре исторического факультета ТГУ. Параллельно с этим преподает историю и обществознание девятым и одиннадцатым классам в одной из школ Томска.
Учителем он решил стать спонтанно. Изначально он просто искал работу без особых пожеланий, единственное — чтобы платили в срок и график не мешал учебе в университете.
— Я прошел собеседование в школе, там мне объяснили специфику работы. А потом я уже беседовал с директором. Мне тогда сказали: «Вы — молодой, дети будут вас проверять, даже провоцировать». Еще объяснили, что денег больших здесь не заработать. Заранее спросили меня, как долго я планирую проработать в школе. Я им честно ответил: «Это только на время моей учебы в магистратуре». Кстати, я был единственным соискателем на должность, — вспоминает Василий.
Во время беседы о работе в школе он сразу с теплотой отозвался о коллективе, сказал: «Мне с ними повезло, адекватное начальство, с коллегами-учителями проблем нет». Среди минусов Василий сразу обозначил зарплату.
— Каждый месяц зарплата приходит разная. Есть оклад (он составляет 15,9 тысячи рублей), а к нему прибавляются стимулирующие бонусы, районный коэффициент. Еще к моей зарплате прибавляется доплата за то, что я молодой специалист. Но ее мне будут выплачивать только три года, — объясняет мой собеседник.
Он показывает свой зарплатный квиток, там указано, что за декабрь ему начислили 21 тысячу рублей.
— К примеру, мне сделали надбавку к зарплате за то, что я помогал с организацией ЕГЭ. Бывают еще баллы за научную деятельность, за сложность предмета. И тут одна загвоздка. Фонд для стимулирующих баллов приходит на школу всегда один. Выходит такая ситуация: чем больше людей получают стимулирующие, тем меньше будет стоимость баллов. Директор сама с нами обговаривала этот момент на собрании, — сказал собеседник.
Когда разговор заходит о его дальнейшей карьере после магистратуры, то Василий отвечает однозначно — придется увольняться.
Сейчас студент живет в вузовском общежитии. За него он платит 4,5 тысячи рублей в год. Если он решит снимать в городе среднюю однокомнатную квартиру, то ему придется отдавать в качестве арендной платы около 13—15 тысяч рублей в месяц, это без учета коммунальных услуг.
— От учителя требуют быть проводником и образования, и воспитания. Это очень трудная работа. И в каждом звене (начальная, средняя, старшая школы) есть своя специфика. Учитель, по сути, здесь и чтец, и жнец, и на дуде игрец. И если вы хотите такого универсального солдата, то мотивируйте хотя бы материально, — убежденно говорит томич.
Антон
После этого разговора я связалась с софакультетником Василия — Антоном. Он работал в средней общеобразовательной школе № 27 в Томске после того, как окончил истфак в 2018 году. Ему довелось преподавать историю детям с пятого по девятые классы.
— Изначально я не ставил перед собой цель стать учителем, но после окончания исторического факультета ТГУ нужна была работа. Попробовал — понравилось, проработал 2,5 года. В целом работа интересная, я бы остался в профессии. Мне нравилось работать с детьми, с ними вообще проблем было немного, не особо напрягала бумажная работа (все эти отчеты никто не читал, поэтому можно было не заморачиваться). Но меня не устраивала зарплата и отсутствие перспектив. Оставшись в профессии, через 5, 10, 20, 30 лет можно быть все тем же учителем, разве что более опытным. На зарплате если и скажется, то минимально.
С родителями (учеников — прим. автора) я контактировал мало, но всегда это были вполне адекватные люди. Но это дело случая, кому-то не везет. С администрацией тоже было нормальное взаимодействие, вполне понимающие люди, не создавали дополнительных проблем на ровном месте, — рассказал Антон.
Когда речь зашла о зарплате, то он сказал, что «теоретически можно неплохо зарабатывать». Но, по его словам, для этого надо отдавать школе все свободное время. Он в свое время оказался к такому не готов.
— Как правило, учитель фактически работает намного больше, чем то количество часов, что указано в договоре. <...> Это подготовка и участие в мероприятиях, кружках и так далее. Список крайне велик.
Из моих знакомых точно знаю про одного человека, ушедшего из школы. Причина, как мне кажется, банальное выгорание, многие уходят именно поэтому, — говорит Антон.
Ирина
Ирине (имя изменено по просьбе героини) сейчас 22 года. Она 4,5 месяца работала в одной из школ Томска учителем русского языка и литературы. Преподавала в трех пятых классах оба предмета. Нагрузка составляла 24 часа в неделю. Недавно она уволилась.
— После окончания бакалавриата я решила, что не пойду в магистратуру и буду искать работу по специальности. Решила, что найти ее нужно до сентября. Поскольку я рассматривала очный формат работы в Томске и вакансий, на которые мне хотелось откликнуться, практически не было, я решила попробовать себя в школе. Наверное, это самый простой путь для выпускника филфака. Еще в работе учителя привлекала стабильная зарплата.
Профессия учителя была мне интересна тем, что я могу быть полезной, могу применить знания, которые получила, и донести их до других людей и увидеть результаты своей работы, в общем, хотела сеять разумное, доброе, вечное. Как оказалось, я была настроена слишком идеалистически. Мои радужные представления в первый день работы уже начали рассеиваться, — поделилась девушка.
— Проблемы, с которыми я столкнулась. На первых уроках я поняла, что это не тот уровень, который я ждала от детей и в целом от школы. Как выяснилось позже, мне достались три самых слабых и проблемных класса. Основная проблема непосредственно связана с взаимодействием с пятиклассниками — это дисциплина, которую мне с трудом удавалось поддерживать, а иногда вообще не удавалось: некоторые уроки дети просто срывали.
Усугублялось все еще и тем, что администрация школы, в частности завуч по пятым классам и школьный психолог, не оказывала помощь в достаточном объеме. Как правило, на совещаниях проблему только обозначают, но до решения ее не доводят. Все эти месяцы я только и слышала: «Это пятые классы, у них адаптация». То есть поначалу ужасное поведение детей еще и пытались оправдывать.
В некоторых классах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, но администрация и другие работники никак с учителем отдельно не работают в этом направлении, хотя эти дети требуют особого внимания, что, кстати, создает дополнительные проблемы для учителя. Ведь нужно готовить другие материалы для этих детей, другие контрольные, облегченного формата, а это все — время.
Еще один момент, который мне не нравился, — это посещение завучем моих уроков. Приходила она без предупреждения, что способствовало увеличению моей тревожности.
После первого такого посещения завуч раскритиковала мой урок, ссылаясь на какие-то новые «суперметодики», которых она на моем уроке не увидела. Это был полный бред. Во-первых, она учитель истории и некомпетентна в вопросах методики преподавания литературы, во-вторых, методы, о которых она говорила, нереализуемы в пятом классе, который является самым слабым и проблемным на параллели. Там дети не могли элементарно воспроизвести какие-то элементы сюжета, когда текст у них перед глазами лежал, так что задавать им «проблемные» вопросы было просто бессмысленно.
Кроме того, завуч запрещала ставить пятиклассникам двойки, ссылаясь на ту самую адаптацию. Она так и говорила: «Вот вы поставите двойку, а мне потом перед родителями отчитываться».
Несколько раз мне приходилось писать родителям о плохом поведении детей и просить принять меры, но никаких изменений не последовало. И в целом практика общения с родителями мне не очень понравилась. Администрация всегда винит во всем учителей и старается угодить родителям.
Соотношение загруженности учителя и зарплаты труда несправедливое, поскольку нагрузка учителя не сводится только к тем урокам, которые он отвел. Много времени уходит на подготовку к урокам, особенно если ты молодой учитель и у тебя еще не наработаны материалы. Плюс проверка тетрадей. В пятом классе учитель русского должен проверять тетради каждый день. Это около 70 тетрадей. Приходилось оставаться после уроков еще минимум на полтора-два часа.
Ирина показала мне документ, где была указана ее зарплата за октябрь 2021 года. За то, что она молодой специалист, ей доплатили одну тысячу рублей. Оклад равен 15,9 тысячи. Вместе с дополнительными баллами за месяц у нее вышло 27,6 тысячи рублей.
— В ближайшее время возвращаться в общеобразовательную школу не планирую. В сферу образования, возможно, когда-нибудь вернусь. Может быть, это будет гимназия или лицей, где дети более мотивированы на обучение. Хотелось бы поработать с детьми постарше. Еще можно развиваться в сфере репетиторства.
Сейчас я в поиске. В приоритете удаленная работа, связанная с копирайтингом, анализом и редактированием текстов и, возможно, преподаванием в онлайн-школах, — говорит томичка.
Подробнее о зарплате
В 2012 году президент России Владимир Путин после своей инаугурации подписал майские указы. В них говорится, что уже в том же 2012 году власти должны были довести среднюю зарплату педагогов до уровня средней по региону.
Периодически в редакцию обращаются учителя Томска и рассказывают о своих реальных заработках. В последний раз одна учительница (она предпочла не называть свое имя и место работы) сообщила мне, что сейчас ее зарплата за две ставки с учетом высшей категории, стажа и северной надбавки составляет порядка 33 тысяч рублей. Ее оклад равен 10 267 рублям.
И такая история далеко не единична в Томской области, да и вообще в России. Что говорить про молодых учителей, которые не могут похвастаться стажем, профессиональными регалиями, а значит, и приемлемым заработком. А им нужно строить свою жизнь сейчас: заводить семью, покупать квартиру, помогать родителям и прочее. Осуществимы ли эти обычные желания на зарплату молодого учителя общеобразовательной школы, который не отдает все свое время работе? Это вопрос, который я задавала всем своим собеседникам. И от всех я получила отрицательный ответ.
Вернемся к статистике. Что касается средней зарплаты работников (всех отраслей), то в Томской области в 2021 году она составила около 51,6 тысячи рублей. Такие данные привел замгубернатора по экономике Андрей Антонов в своем отчете.
В свою очередь глава облдепартамента общего образования Ирина Грабцевич назвала среднюю зарплату томского учителя. По ее словам, она равна 39,51 тысячи рублей. Ирина Грабцевич отметила, что зарплаты в учреждениях дошкольного образования и допобразования в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросли на 8 %, а в школах — на 3 %.
О кадрах
В областном департаменте труда и занятости населения редакции рассказали, что в целом потребность в работниках составляет 11,6 тысячи единиц, из них учителей — 302 единицы. На город Томск приходится 30,1 % (91 единица), Северск — 6,0 % (18 единиц), Стрежевой — 3,3 % (10 единиц). Что касается районов области, то наибольшая потребность отмечается в Томском, Асиновском, Колпашевском, Шегарском и Первомайском.
Наибольшее количество свободных мест заявлено в школе «Интеграция» Томского района (17 единиц), Зональненской СОШ Томского района (шесть единиц), общеобразовательной школе № 49 Томска — шесть единиц, Кожевниковской СОШ № 1 — пять единиц, СОШ № 4 Асино — пять единиц.
На 16 февраля в службе занятости населения области зарегистрированы 6 315 безработных граждан. Из них 159 человек имеют высшее и средне-специальное образование по профессии «учитель», полученное преимущественно десять и более лет назад. Из них младше 35 лет — 16 человек.
— Всем им были предложены вакансии учителя (преподавателя). Многие соискатели, несмотря на полученное педагогическое образование, не желают работать по специальности или уже переобучились и имели опыт работы в других сферах, также имеют противопоказания по здоровью, — пояснили в департаменте.