Март. Оппозиция проснулась
Первый месяц весны в Томске, как и в прошлом году, был отмечен всплеском активности томской оппозиции. Митинги и пикеты, аресты, задержания, голодовки протеста, намеки правоохранительных органов на новые подходы в разгоне демонстраций – это все, чем войдет в историю март 2010 года.
Весеннее обострение политической активности томичей началось с первых чисел марта. Самое громкое дело месяца – арест Сергея Зайкова, который 2 марта на выездном заседании гордумы ударил по лицу губернатора. И хотя ни для кого не секрет, что агрессивное поведение известного оппозиционера было спровоцировано чиновниками – на свободное мероприятие под названием «отчет мэра перед общественностью» пускали по каким-то спецпропускам - диссидент Зайков получил по полной. Кировский районный суд вынес решение о заключении Сергея Зайкова под стражу сроком на два месяца - до 2 мая 2010 года.
Понятно, что решения подобного рода не могли остаться незамеченными, и Томск прославился ими на всю страну. Уже спустя сутки на стороне оппозиционера выступили ведущие российские правозащитники, и Зайков из «городского сумасшедшего» медленно, но верно стал превращаться в «страдающего за правду».
Еще больше фарса этой ситуации прибавили следственные органы и депутаты гордумы. Первые сначала заявили, что дело не будет закрыто, даже если губернатор прямо обратится с этой просьбой, поскольку «нападение на него – дело публичного, а не частного или частно-публичного обвинения». А также провели в квартире Зайкова засекреченный обыск с изъятием всех документов и компьютера, пытаясь всеми силами превратить хулиганскую выходку в политический заговор. По тому же пути пошли и депутаты гордумы, привязавшие к «делу Зайкова» своего главного оппонента на предстоящих думских выборах Александра Деева.
Что касается рядовых томичей, то ощутить на себе ужесточение режима после скандального инцидента они смогли уже на следующий день. Так, например, в «предбаннике» зала заседаний гордумы, где ведется прямая трансляция и где до последних дней могли присутствовать все желающие, появилась охрана. А в настоящие момент речь идет уже о создании пропускной системы вообще во все помещения думы.
И надо сказать, что только дополнительными силами в лице парней в камуфляжной форме это ужесточение режима не заканчивается. Вышедший на пикет с требованием освободить Сергея Зайкова его товарищ по оппозиции Вадим Тюменцев также загремел в СИЗО. Причина 15-суточного ареста – оказание сопротивления правоохранительным органам. Хотя еще четыре года назад, когда этот же состав воинствующих оппозиционеров пикетировал в губернаторском квартале накануне и в дни российско-германского саммита, реакция власти была куда более лояльной. И милиция ограничилась лишь задержанием на три часа да письменным объяснением. Но времена поменялись...
И не только Вадиму Тюменцеву, пытавшемуся, кстати, честно уведомить мэрию о проведении пикета, но и остальным радикальным силам Томска за нынешние акции протеста досталось серьезно. Когда 20 марта томские представители движения «Солидарность» предприняли попытку принять участие во всероссийской акции «День гнева» в Новосибирске, их на подъезде к городу задержали пэпээсники. Отпустили томичей лишь после угрозы со стороны новосибирских товарищей начать пикетировать здание милиции.
Думается, что это был последний случай, когда участники митингов против власти отделались так легко. Например, в столице в тот же день сотрудники правоохранительных органов действовали куда более жестко, милиция использовала так называемую «зачистку», выдавливая демонстрантов с площади. Кроме того, против демонстрантов применялся перцовый газ.
Да и в Томске отныне митинги будут собирать куда меньшее число народа. Ведь буквально за три дня до всероссийской акции томская милиция провела демонстрацию новой техники для разгона митингов. Причем, как намекнули на торжественной презентации сами милиционеры, полицейская машина «Тигр» и водометная установка «Шторм» – далеко не последние в списке необходимых в городе спецавтомобилей. В каком формате будут проходить отныне все акции протеста, предсказать несложно. Тем более, что следующее поколение подобных машин уже получило официальное название «Каратель».
Томск на этой волне создания суперспецтехники для борьбы со своим народом тоже не остался в стороне. Буквально спустя неделю после описанных событий Институт мониторинга климатических и экологических систем поделился новостью о создании акустической пушки – собранных воедино большого количества громкоговорителей направленного действия с радиусом действия около ста метров. Ничуть не стесняясь, ученые рассказали, что пушка разработана по заказу МВД и предназначена для бойцов ОМОНа, чтобы разгонять несанкционированные митинги, демонстрации, а работы над ее созданием велись в Томске еще с конца 70-х годов прошлого века. Просто в последние два десятка лет они считались неактуальными, потому и были приостановлены. До поры, до времени...
Так кто же, в конце концов, будет защищать народ, если и власть, и милиция, и даже лучшие умы города переходят на противоположную линию фронта? Ответ на этот вопрос прозвучал в последние часы уходящего месяца. 31 марта в Томске было объявлено о создании новой оппозиционной коалиции «Мой город», которую возглавили бывшие непримиримые враги в лице экс-мэра Александра Макарова, депутата гордумы Александра Деева и его соратника по СМИ и депутатскому корпусу Василия Еремина и самого радикального - Ивана Тютрина.
Этим шагом, между прочим, Александр Макаров перечеркнул свои предыдущие заявления, что в политику он больше не полезет, и, думается, заставил очень сильно вздрогнуть тех, кто его от этой политики тщательно отстранял. Брошенная им на пресс-конференции фраза, что лучше умереть в тюрьме, чем жить на коленях, вполне определяет дальнейший путь этого политика. Аналогичных высказываний томичи ждут теперь и от оппозиционера Ивана Тютрина-младшего, отца которого в день проведения конференции правоохранительные органы с телеэкрана обвинили в создании притона.
Чего ждать от такого союза и какие сюрпризы власти и томичам преподнесет новоявленная, но, надо признать, очень сильная и набирающая все больше рейтинга у протестного электората группировка Деев-Макаров, мы узнаем уже в апреле. Который, вероятнее всего, пройдет все же не под знаком оппозиции, а будет накрыт волной грядущего паводка.