Дорога в светлое будущее?
Томская область получила 1,8 млрд рублей на строительство новой магистрали. Еще 3 млрд рублей планируют получить позже. Есть ли повод для радости?
Что же, можно ликовать: усилия наших транспортников увенчались успехом — удалось привлечь средства из федерального центра на строительство крайне важного инфраструктурного объекта. Томск наконец-то начнет строить свою кольцевую магистраль. Сбудется мечта поколений томичей об объездной дороге, чтобы как у взрослых больших городов, и наступит наконец-то транспортное счастье.
Или нет?.. Давайте разберемся.
Прежде всего выделили нам не грант, а бюджетный инфраструктурный кредит. Это новый механизм развития регионов, анонсированный в апреле 2021 года. Эти кредиты выдаются по ставке не более 3 % сроком до 15 лет. Если будут выделены все запрашиваемые деньги (4,8 миллиарда рублей) на 15 лет под 3 %, регион ежегодно должен будет возвращать обратно в бюджет чуть более 400 миллионов рублей. Переплата составит 1,2 миллиарда.
В целом это весьма интересный инструмент для привлечения ресурсов на развитие региона, ничего плохого в возврате денег с процентами нет. Процентная ставка очень привлекательна (особенно в свете повышения ставки рефинансирования), срок достаточно большой. Да и в целом появляется стимул вкладывать средства в те проекты, которые на самом деле станут драйверами развития региона, а не очередной левобереж... с бессмысленной тратой денег, которые обязательно нужно освоить. Вот давайте и поговорим про эффективность этих возвратных вложений.
Обратимся к известным фактам. Как обычно, у нас все настолько информационно прозрачно, что до сих пор на 100 % неясно, про что идет речь: что за дорога, откуда и куда, какая полосность и категория. Более менее с уверенностью можно говорить о том, что трасса начнется от кольца возле тоннеля под железной дорогой на 76-м километре, пройдет мимо Южных Ворот и продолжится улицей Богдана Хмельницкого.
Непонятно, что это будет за дорога. Специалисты ТГАСУ говорят про шестиполосную магистраль. Давайте отталкиваться от этого.
Вот на что мы получили кредит, по которому можем платить по 400 миллионов рублей следующие 15 лет.
Чтобы лучше понимать, вот этот отрезок в масштабе всего города.
Глядя на все это, возникает сразу несколько вопросов. Прежде всего достаточно сложно понять, для чего это все. Если речь идет о транспортной доступности новых микрорайонов, то непонятно, что нового дает эта магистраль. Связь Южных Ворот с Богашевским трактом существует через улицу Континентальную. Ее расширение до нормативов стоит куда дешевле пяти миллиардов. Со Степановкой тоже есть связь. Необходимость поперечной связки «из ниоткуда в никуда» шириной в шесть полос да еще и за такие деньги вызывает большие сомнения.
Решительным образом непонятно, какую задачу призвана решать эта дорога.
Если это магистраль непрерывного движения (это наличие минимум двух развязок, пусть и в упрощенном виде), то это одно. Если это улица не только для автомобилей, но и для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта — это совсем другое. Это разные категории дорог. С разными скоростными режимами, расположением пешеходных переходов и тротуаров. Судя по разрозненным весточкам, все-таки собираются построить «шулицу» — смесь шоссе и улицы. Насколько это уместно в данном конкретном случае? Вопрос дискуссионный. Хотя дискуссии — это не наш стиль.
Нам говорят, что эта дорога нужна для:
- обеспечения транспортной доступности Южных Ворот;
- вывода транзитного транспорта из центра.
Как мы видим, формальная транспортная доступность у этого направления есть. Расширить ее, наверное, можно, но довольно бессмысленно. Хоть 10-полосную магистраль построй, все равно все уткнется в перегруженный центр.
Ах да, есть же еще транзит. Вообще проект малого транспортного кольца с самого начала вызывал сомнения в наличии вообще сколь-либо значительного транзитного трафика, который нужно уводить с южного направления мимо центра города. И уж тем более его трассировка, когда эта обходная магистраль подходит так близко к спальным районам на окраине города.
Понятно, что с текущими темпами объездная дорога станет внутригородской. Она ей станет уже в момент строительства, так как пройдет аккурат между Южными Воротами — I и Южными Воротами — II. Может быть, лучше делать более глубокий обход, чтобы через 10 лет не потребовалась еще одна кольцевая? Если уж нацелились на транзит. Кстати, а какой вообще транзит?
Сложно представить, какой вообще транзит хотят вывозить из центра города. У меня нет данных, сколько трафика хочет с юга, минуя центральную часть города, попасть сразу в восточную и откуда он берется. Допустим, их даже 10 % от всех, кто утром едет по Богашевскому тракту. Нам точно для этого трафика нужна 6-полосная магистраль непрерывного движения? Даже с учетом гипотетического строительства дороги до Тайги. Напомню, что строительство этого кольца будет сжигать по несколько сотен миллионов рублей в год много лет.
А что другие регионы? Куда они свои кредиты собрались тратить? Все по-разному. Кто-то, как и мы, на дороги. Возможно, на такие же дороги из ниоткуда в никуда. А кто-то, например, на развитие исторического центра города. Да, так, оказывается, можно было. Если иметь долгосрочную стратегию развития и пользоваться доступными инструментами. А не принимать по три года границы исторического поселения, мотивируя это тем, что город перестанет развиваться.
Еще можно посмотреть на Ростов. Там 15 миллиардов инфраструктурного кредита собираются пустить на развитие трамвайного движения, добрав недостающие средства через концессию. Так, оказывается, тоже можно делать. Иметь стратегию развития, нарезать ее на отдельные проекты и под каждый искать свои источники финансирования.
Может быть, нет у нас никакого стратегического планирования в регионе? Потому и проектов нет стоящих. Только магистрали из ниоткуда в никуда и непонятно для чего.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора