23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4072

Где место иконе?

Архиепископ Ростислав на выставке «Ярославская икона»
Фото: Владимир Бобрецов

До расставания с ярославскими иконами остались считанные дни. Тридцатого марта 57 полномочных представителя Ярославского художественного музея отправятся к себе домой. С 12 февраля они были выставлены в залах Томского художественного музея. По оценкам сотрудников, «Ярославская икона» стала самой посещаемой выставкой года. Томичи попрощаются с ней в субботу 27 марта. По этому случаю фольклорный ансамбль «Пересек» в 15 часов даст концерт в залах перед иконами.

Не только количественными показателями запомнится эта выставка. Не только знакомством с ярославской школой иконописи, которая существенно отличается от псковской, уральской, тем более византийской, привычных нам. Ярославские образа большого формата, что тоже непривычно. Они существенно отличаются сюжетами — не только жизнь Христа и его апостолов осмысляли иконописцы. Они не скупились на киноварь, зелень и золото для изображения святых отцов. Ведь заказывали их в свои каменные палаты богатые ярославские купцы. Кроме того, иконы XVII века несут отпечаток западного барокко, и он очень отчетлив — над головой Богоматери вдруг появляется корона, как у католиков, а серафимы похожи на путти.

И все-таки, повторю, не только художественными достоинствами отличалась выставка. Она позволяет говорить о новых тенденциях в культурной жизни Томска. Во-первых, ее открытие знаменовало собой начало прорыва из вынужденной культурной изоляции, в которой оказался город. Пока соседние Новосибирск и Кемерово принимали у себя шедевры из Эрмитажа, Третьяковки и других ведущих музеев страны, Томск кусал локти и анализировал, в силу каких причин оказался в стороне от этих всероссийских проектов.

Не случайно директор Томского художественного музея Денис Загоскин назвал «Ярославскую икону» большой удачей и началом серии крупных совместных проектов. По его мнению, город не видел подобной выставки уже более десяти лет — с тех пор, когда в этих же залах стояли «Библейские сюжеты в иконах, картинах, гравюрах», а в краеведческом музее работала выставка «Святая Русь». Прорыв случился при поддержке серьезных спонсоров, среди которых банк и завод. И это тоже явление нового порядка, метка эпохи.

Во-вторых, ее открытие совпало с началом так называемой церковной реституцией. Накануне Рождества премьер-министр передал в собственность Русской Православной Церкви Новодевичий монастырь, где до недавнего времени располагался филиал Исторического музея. И сразу же заговорили о возвращении РПЦ и Рязанского кремля, и Троице-Сергиевой лавры, и Соловков, и Ипатьевского монастыря. Передача Новодевичьего монастыря и выселение оттуда музея вызвало протест музейного сообщества страны. Главный аргумент — сохранность. Пока здания храмов и иконы используются музеями, говорят музейщики, их реставрируют, за ними следят специалисты. «Иконы писались для храмов, а храм — обитель Святого Духа», — утверждают их оппоненты.

И вот в это самое время, когда в стране разгорались страсти, деятели культуры спорили с деятелями культа, в Томске открылась передвижная выставка «Ярославская икона». (По одной из версий, озвученной шепотом музейщиками, картины в долгое путешествие отправили, чтобы уберечь от передачи церкви). На открытие пришли не только представители светской власти, но и глава Томской епархии архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, и тем самым легитимизировал светский подход к иконам. К слову, это уже третий проект, который художественный музей осуществляет при поддержке и с благословения епархии. В октябре была выставка одной иконы — «Троицы», которую принесли из Богоявленского собора. В январе прошла Рождественская детская выставка.

Владыка не мог не сказать о сакральном смысле иконописи: « Икона вобрала в себя глубокий духовный опыт. Опыт церкви. Опыт нашего народа. Поэтому она требует не только внимательного рассматривания, но и благоговейного предстояния. Только тогда икона начинает общаться с нами, раскрывать те глубокие духовные тайны, которые содержат. Икона является точкой соприкосновения двух миров на земле. Она на грани мира запредельного и земного. Икона преображает нашу жизнь, меняет нашу жизнь, помогает нам познать Бога, стать чище, лучше, возвышеннее». Но он же отметил, что предстоять перед иконой можно и в музее. Кстати, с музейной деятельностью связана часть жизни архиепископа Ростислава. Он трудился заведующим музея Московской духовной академии. Поэтому по достоинству оценил огромный труд музейщиков и реставраторов при подготовке выставки.

Примером сотрудничества государства, светской власти и власти духовной назвал проект «Ярославская икона» начальник областного департамента по культуре Андрей Кузичкин. Не обошел он вниманием и скользкий вопрос церковной реституции: «В течение многих лет, с 1991 года, осуществляется политика возвращения церкви ее ценностей. Готовится закон о возвращении имущества религиозным конфессиям, которые были отторгнуты в советское время. И российская общественность встревожена разговорами о возвращении икон церкви. Но мы видим другие блестящие возможности сотрудничества государства и церкви. Да, икона наполнена сакральным смыслом, но для нас, людей светских, иконы представляют прекрасные образцы древней живописи. С иконописи начинается художественное творчество в нашем Отечестве». Именно музеи, по мнению начальника департамента по культуре, могут обеспечить живой приток большого количества людей, которые хотят прикоснуться к святыням.

И владыка, и руководитель областной культуры подчеркнули, что церковь и культура будут сотрудничать, а не спорить за право обладанием культурными ценностями. И это сотрудничество было продемонстрировано, пока экспонировались иконы. На выставку приезжали целыми приходами из районов области во главе со своими батюшками.

Когда автор этих строк попыталась докопаться до причин томского феномена, мне посоветовали сплюнуть и постучать по дереву. Ну, а если серьезно, дело в здравомыслии владыки и губернатора. Примеров взаимополезного сотрудничества в Томске много. Та же выставка «Ярославская икона» открыла череду юбилейных мероприятий, посвященных ХХ Духовно-историческим чтениям, которые пройдут в мае.