Электросамокаты: как сделать микромобильный транспорт безопасным?
Что необходимо сделать для развития микромобильного транспорта в Томске и как безопасно использовать электросамокат
Кикшеринг (система краткосрочной аренды самокатов) за последние пару лет набрал популярность в России. Множество сервисов проката предлагают людям новое средство передвижения. Не обошло это явление и Томск. Рассекающие на самокатах по тротуарам горожане породили такие темы для разговоров, как безопасность этих средств передвижения и готовность нашего города к их использованию.
В этом материале разберем, есть ли от самокатов польза, как безопасно и правильно передвигаться на электросамокате, подходит ли городская среда Томска для кикшеринга и что о средствах микромобильности думают местные власти.
***
Небольшая предыстория. В апреле этого года в Томске заработал сервис аренды электросамокатов Whoosh. Желтые брендированные самокаты можно было увидеть во многих общественных местах в центре города. Чтобы воспользоваться самокатом, нужно скачать приложение, зарегистрироваться и найти транспорт поблизости.
Прокатные электросамокаты могут разгоняться до 25 километров в час. Дополнительно в июне Whoosh ввел в Томске «медленные зоны», где скорость передвижения не поднимается выше 15 километров в час. Горожане начали активно брать в аренду самокаты, передвигаясь на них по тротуарам. Тут, естественно, встал вопрос о безопасности использования средств микромобильности. А после была история с эвакуацией кикшеринговых самокатов полицией, жалобы в прокуратуру и заявления, что Томск не готов к массовому распространению самокатов из-за состояния улично-дорожной сети. Так считают в ГИБДД.
В самом Whoosh первый сезон в нашем городе оценивают положительно.
— Весь город обслуживало 1,5 тысячи электросамокатов, им воспользовались более 50 тысяч горожан, проехав 780 тысяч километров. Около 80 % всех поездок происходили по транспортному сценарию: электросамокатом пользовались наравне с общественным транспортом, каршерингом и такси, но самокаты, как правило, подходят для расстояния до 7 километров, — рассказала директор по маркетингу и связям с общественностью Whoosh Юлия Камойлик.
Где проехать?
Проблема с отсутствием в Томске выделенных велодорожек существует давно. Теперь же добавилось еще одно средство передвижения, для которого (в идеале) нужна своя полоса.
По его словам, во многих городах России развивается тренд на строительство велодорожек, однако в Томске пока нет никаких планов сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.
— Транспортная инфраструктура — ключевой тормозящий фактор развития микромобильного движения в России, как и отсутствие ПДД для СИМ (средств индивидуальной мобильности). Рассчитываем на их внедрение в будущем. А пока много делаем для того, чтобы повышать культуру вождения среди своих пользователей, — говорит Юлия Камойлик.
В сентябре заместитель мэра по благоустройству Вячеслав Черноус, выступая в городской думе, рассказывал, что одна из проблем в выделении дополнительных полос для велосипедов и электросамокатов — нехватка территории. В некоторых районах города земельные участки, по его словам, оформлены таким образом, что не хватает земли для расширения проезжей части даже для машин, не говоря уже о тротуарах или дорожках для электросамокатов, велосипедов.
— В этом проблема: у нас нет ресурса по территории на старых улицах. На новых можно, да. Например, на Иркутском тракте, улице Пушкина ширина дороги позволяет хотя бы выделить за счет разметки полосу для велосипедов и самокатов, — сказал Черноус.
Нужны правила и время
Летом власти Томска заявляли, что готовы работать над сохранением кикшеринга в городе. Заместитель мэра по социальной политике Константин Чубенко отмечал, что муниципалитет прорабатывает предложения по введению «медленных зон» и зон, где запрещено движение на электросамокатах. Также планировалось оговорить места для парковки самокатов.
Чубенко говорил, что сервис проката самокатов пользуется значительным спросом в Томске, но при этом фиксируются «множественные нарушения правил дорожного движения и благоустройства при использовании самокатов».
— Очевидно, что появление в большом количестве таких самокатов вкупе с неопытностью пользователей не могли не вызвать конфликт с пешеходами и автомобилистами. Но эта проблема должна смягчиться по мере того, как все участники движения привыкнут к такому соседству, — уверен Алексей Козявкин.
Фото предоставлено Whoosh |
Запуск сервиса проката показал, что концепт микромобильности оказался востребован томичами, считает общественник.
— Пусть пока это больше аттракцион, но есть и те, кто использует самокаты как замену общественному транспорту или автомобилю. Со стороны сервисов проката стоит продолжать работу над повышением осознанности своих пользователей. Как техническими способами (зоны с пониженной скоростью), так и за счет образовательных инициатив и поощрения безопасной езды.
Пользователям сервисов кикшеринга нужно набираться опыта и осознания потенциальной опасности самокатов, считает специалист. А пешеходы и другие участники движения за несколько лет должны привыкнуть к новым условиям. Количество эксцессов и ДТП с электросамокатами должно пойти на убыль, полагает он.
События, связанные с незаконной эвакуацией электросамокатов, вскрыли один из важных вопросов на пути к доступной городской микромобильности: отсутствие ПДД и регламентов соглашения с городской мэрией, заявляют в Whoosh.
— Мы имеем практику подписания соглашений с администрацией в каждом городе, куда мы выходим работать. Обычно это происходит быстро и по обоюдному согласию, Томск же не спешил с подписанием, поэтому весь сезон мы работали просто в рамках правового поля РФ, — заявила Юлия Камойлик, добавив, что сервис намерен вернуться к работе в Томске в следующем году.
Как безопасно использовать электросамокат?
Современные электросамокаты могут разгоняться примерно до 100 километров в час. Но сервисы кикшеринга всегда устанавливают ограничения по скорости на свои устройства — обычно до 25 километров в час. В специальных «медленных зонах» — до 15. Управлять электросамокатами просто: поворачиваешь одну из ручек — самокат разгоняется, нажимаешь на рычаг тормоза — устройство замедляется.
Вместе с этим, чтобы избежать возможных аварийных ситуаций на дорогах и не мешать пешеходам, стоит соблюдать правила безопасного использования средствами микромобильности, да и просто уважительно относиться ко всем участникам дорожного движения.
- Вставайте на самокат правильно. Для безопасного передвижения нужно поставить обе ноги на платформу, потому что так удобней держать баланс: одна чуть впереди, вторая чуть сзади. Держите руль двумя руками, потому что на нем находится тормоз.
- Не тормозите резко. Если вы едете на электросамокате на максимально возможной скорости и нужно остановиться, делайте это плавно, иначе есть риск перевернуться. Также не стоит на ходу спрыгивать, расставляя ноги в стороны: это небезопасно для ваших колен.
- Понижайте скорость. Самокат быстро разгоняется, поэтому ездить на нем нужно плавно, не менять направление движения внезапно. Когда есть пересечение с другой дорогой, лучше сбросить скорость.
- Спешивайтесь вовремя. Мчаться на самокате между пешеходами — плохая идея. Спешивайтесь, если находитесь в плотной толпе. Также это необходимо делать, когда вы переходите дорогу: идите пешком, а самокат катите рядом. На неровных поверхностях, особенно где есть ямы, самокат становится плохо управляемым и может перевернуться. На таких участках дороги тоже лучше спешиться.
- Не ездите по тротуарам. Главное место движения электросамоката — велодорожка. Если ее нет, то можно ехать по правому краю проезжей части или обочине. Передвижение по тротуарам допустимо, когда оба варианта не подходят.
- Один самокат — один человек. Нельзя брать пассажиров на самокат. Любого возраста и веса. Поездки вдвоем — один из травмоопасных способов использовать самокат.
- Без алкоголя и детей. Самокатом может пользоваться только взрослый человек в трезвом состоянии. Не передавайте управление самокатом детям — они могут не справиться с управлением.
- Не разгоняйтесь в людных местах. Снижать скорость в пешеходных зонах важно для безопасности как самих пользователей электросамокатов, так и пешеходов.
Что дальше?
Практика использования электросамокатов в стране показывает, что это востребованный способ передвижения по городу. Если не забрасывать этот вопрос, микромобильность можно включить в транспортный микс Томска.
— Для дальнейшего развития микромобильности в Томске есть множество предпосылок, — уверен общественник Алексей Козявкин. — Это и компактные размеры, и преобладание молодого населения, в том числе студентов. Также вселяет оптимизм объемы и качество благоустройства тротуаров, в том числе безбаръерная среда. Не хватает прежде всего понимания у городских властей того, как встроить микромобильность в транспортную систему города, какие это может дать преимущества городу и его жителям. Если будет это понимание, то инфраструктура для этой микромобильности появится. Она не стоит больших денег, и проблема с недостатком места на дорогах — это не более чем стереотип.
Материал подготовлен в партнерстве с Whoosh