25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 18443

Электросамокаты: как сделать микромобильный транспорт безопасным?

Что необходимо сделать для развития микромобильного транспорта в Томске и как безопасно использовать электросамокат

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Кикшеринг (система краткосрочной аренды самокатов) за последние пару лет набрал популярность в России. Множество сервисов проката предлагают людям новое средство передвижения. Не обошло это явление и Томск. Рассекающие на самокатах по тротуарам горожане породили такие темы для разговоров, как безопасность этих средств передвижения и готовность нашего города к их использованию.

В этом материале разберем, есть ли от самокатов польза, как безопасно и правильно передвигаться на электросамокате, подходит ли городская среда Томска для кикшеринга и что о средствах микромобильности думают местные власти.

***

Небольшая предыстория. В апреле этого года в Томске заработал сервис аренды электросамокатов Whoosh. Желтые брендированные самокаты можно было увидеть во многих общественных местах в центре города. Чтобы воспользоваться самокатом, нужно скачать приложение, зарегистрироваться и найти транспорт поблизости.

Прокатные электросамокаты могут разгоняться до 25 километров в час. Дополнительно в июне Whoosh ввел в Томске «медленные зоны», где скорость передвижения не поднимается выше 15 километров в час. Горожане начали активно брать в аренду самокаты, передвигаясь на них по тротуарам. Тут, естественно, встал вопрос о безопасности использования средств микромобильности. А после была история с эвакуацией кикшеринговых самокатов полицией, жалобы в прокуратуру и заявления, что Томск не готов к массовому распространению самокатов из-за состояния улично-дорожной сети. Так считают в ГИБДД.

В самом Whoosh первый сезон в нашем городе оценивают положительно.

— Весь город обслуживало 1,5 тысячи электросамокатов, им воспользовались более 50 тысяч горожан, проехав 780 тысяч километров. Около 80 % всех поездок происходили по транспортному сценарию: электросамокатом пользовались наравне с общественным транспортом, каршерингом и такси, но самокаты, как правило, подходят для расстояния до 7 километров, — рассказала директор по маркетингу и связям с общественностью Whoosh Юлия Камойлик.

Где проехать?

Проблема с отсутствием в Томске выделенных велодорожек существует давно. Теперь же добавилось еще одно средство передвижения, для которого (в идеале) нужна своя полоса.

— С точки зрения инфраструктуры все неоднозначно, — отмечает общественник и создатель сообщества «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин. — За последние несколько лет тротуары в городе, особенно в центральной его части, стали гораздо более приспособлены для передвижения на колесах небольшого размера. Но в целом состояние тротуаров, особенно на второстепенных улицах, по-прежнему не позволяет безопасно использовать их для самокатов. Отдельный вопрос в обособлении полос для микромобильности. Он находится в подвешенном состоянии уже больше 10 лет. И если количество велосипедистов в городе растет несильно, то появление шеринга самокатов в считаные недели на порядок увеличило спрос на такие обособленные полосы.

По его словам, во многих городах России развивается тренд на строительство велодорожек, однако в Томске пока нет никаких планов сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

— Транспортная инфраструктура — ключевой тормозящий фактор развития микромобильного движения в России, как и отсутствие ПДД для СИМ (средств индивидуальной мобильности). Рассчитываем на их внедрение в будущем. А пока много делаем для того, чтобы повышать культуру вождения среди своих пользователей, — говорит Юлия Камойлик.

В сентябре заместитель мэра по благоустройству Вячеслав Черноус, выступая в городской думе, рассказывал, что одна из проблем в выделении дополнительных полос для велосипедов и электросамокатов — нехватка территории. В некоторых районах города земельные участки, по его словам, оформлены таким образом, что не хватает земли для расширения проезжей части даже для машин, не говоря уже о тротуарах или дорожках для электросамокатов, велосипедов.

— В этом проблема: у нас нет ресурса по территории на старых улицах. На новых можно, да. Например, на Иркутском тракте, улице Пушкина ширина дороги позволяет хотя бы выделить за счет разметки полосу для велосипедов и самокатов, — сказал Черноус.

Нужны правила и время

Летом власти Томска заявляли, что готовы работать над сохранением кикшеринга в городе. Заместитель мэра по социальной политике Константин Чубенко отмечал, что муниципалитет прорабатывает предложения по введению «медленных зон» и зон, где запрещено движение на электросамокатах. Также планировалось оговорить места для парковки самокатов.

Чубенко говорил, что сервис проката самокатов пользуется значительным спросом в Томске, но при этом фиксируются «множественные нарушения правил дорожного движения и благоустройства при использовании самокатов».

— Очевидно, что появление в большом количестве таких самокатов вкупе с неопытностью пользователей не могли не вызвать конфликт с пешеходами и автомобилистами. Но эта проблема должна смягчиться по мере того, как все участники движения привыкнут к такому соседству, — уверен Алексей Козявкин.

Фото предоставлено Whoosh

Запуск сервиса проката показал, что концепт микромобильности оказался востребован томичами, считает общественник.

— Пусть пока это больше аттракцион, но есть и те, кто использует самокаты как замену общественному транспорту или автомобилю. Со стороны сервисов проката стоит продолжать работу над повышением осознанности своих пользователей. Как техническими способами (зоны с пониженной скоростью), так и за счет образовательных инициатив и поощрения безопасной езды.

Пользователям сервисов кикшеринга нужно набираться опыта и осознания потенциальной опасности самокатов, считает специалист. А пешеходы и другие участники движения за несколько лет должны привыкнуть к новым условиям. Количество эксцессов и ДТП с электросамокатами должно пойти на убыль, полагает он.

События, связанные с незаконной эвакуацией электросамокатов, вскрыли один из важных вопросов на пути к доступной городской микромобильности: отсутствие ПДД и регламентов соглашения с городской мэрией, заявляют в Whoosh.

— Мы имеем практику подписания соглашений с администрацией в каждом городе, куда мы выходим работать. Обычно это происходит быстро и по обоюдному согласию, Томск же не спешил с подписанием, поэтому весь сезон мы работали просто в рамках правового поля РФ, — заявила Юлия Камойлик, добавив, что сервис намерен вернуться к работе в Томске в следующем году.

Как безопасно использовать электросамокат?

Современные электросамокаты могут разгоняться примерно до 100 километров в час. Но сервисы кикшеринга всегда устанавливают ограничения по скорости на свои устройства — обычно до 25 километров в час. В специальных «медленных зонах» — до 15. Управлять электросамокатами просто: поворачиваешь одну из ручек — самокат разгоняется, нажимаешь на рычаг тормоза — устройство замедляется.

Вместе с этим, чтобы избежать возможных аварийных ситуаций на дорогах и не мешать пешеходам, стоит соблюдать правила безопасного использования средствами микромобильности, да и просто уважительно относиться ко всем участникам дорожного движения.

  • Вставайте на самокат правильно. Для безопасного передвижения нужно поставить обе ноги на платформу, потому что так удобней держать баланс: одна чуть впереди, вторая чуть сзади. Держите руль двумя руками, потому что на нем находится тормоз.

  • Не тормозите резко. Если вы едете на электросамокате на максимально возможной скорости и нужно остановиться, делайте это плавно, иначе есть риск перевернуться. Также не стоит на ходу спрыгивать, расставляя ноги в стороны: это небезопасно для ваших колен.

  • Понижайте скорость. Самокат быстро разгоняется, поэтому ездить на нем нужно плавно, не менять направление движения внезапно. Когда есть пересечение с другой дорогой, лучше сбросить скорость.

  • Спешивайтесь вовремя. Мчаться на самокате между пешеходами — плохая идея. Спешивайтесь, если находитесь в плотной толпе. Также это необходимо делать, когда вы переходите дорогу: идите пешком, а самокат катите рядом. На неровных поверхностях, особенно где есть ямы, самокат становится плохо управляемым и может перевернуться. На таких участках дороги тоже лучше спешиться.

  • Не ездите по тротуарам. Главное место движения электросамоката — велодорожка. Если ее нет, то можно ехать по правому краю проезжей части или обочине. Передвижение по тротуарам допустимо, когда оба варианта не подходят.

  • Один самокат — один человек. Нельзя брать пассажиров на самокат. Любого возраста и веса. Поездки вдвоем — один из травмоопасных способов использовать самокат.

  • Без алкоголя и детей. Самокатом может пользоваться только взрослый человек в трезвом состоянии. Не передавайте управление самокатом детям — они могут не справиться с управлением.

  • Не разгоняйтесь в людных местах. Снижать скорость в пешеходных зонах важно для безопасности как самих пользователей электросамокатов, так и пешеходов.

Что дальше?

Практика использования электросамокатов в стране показывает, что это востребованный способ передвижения по городу. Если не забрасывать этот вопрос, микромобильность можно включить в транспортный микс Томска.

— Для дальнейшего развития микромобильности в Томске есть множество предпосылок, — уверен общественник Алексей Козявкин. — Это и компактные размеры, и преобладание молодого населения, в том числе студентов. Также вселяет оптимизм объемы и качество благоустройства тротуаров, в том числе безбаръерная среда. Не хватает прежде всего понимания у городских властей того, как встроить микромобильность в транспортную систему города, какие это может дать преимущества городу и его жителям. Если будет это понимание, то инфраструктура для этой микромобильности появится. Она не стоит больших денег, и проблема с недостатком места на дорогах — это не более чем стереотип.

Материал подготовлен в партнерстве с Whoosh