Я за рулем! Как сдают на водительские права в Томске
Про учебу в автошколах, какие ошибки совершают ученики на экзаменах и сколько стоит обучение
Обучение в автошколе — процесс очень живой. И речь не про учеников или дорожное движение, а про сами правила обучения и сдачи экзамена, чтобы получить заветное удостоверение. Регламент все время меняется. Последнее нововведение вступило в силу в апреле 2021 года.
Просто зубрить билеты — не лучшее решение
Ольге Никитиной 23 года. Научиться водить автомобиль она хотела давно. Решила пойти в автошколу после серьезного ДТП с членами семьи. Томичка думает, что если сама будет за рулем, то сможет уберечь маму.
— Думала, буду бояться дороги. Было тяжело. Но сейчас я нормально чувствую себя за рулем, — рассказывает Ольга.
Обучение в автошколе делится на две части: теоретическую и практическую. Сначала у Оли начались занятия по теории. Они длились 130 часов: два занятия в неделю по два часа. Из-за пандемии некоторые автошколы перешли на дистанционное обучение теории, но у Оли были групповые занятия в автошколе. Инструкторы отмечают, что все-таки на групповых занятиях ученики лучше усваивают материал, чем в интернете: есть возможность переспросить у преподавателя, вместе разобрать какие-то непонятные элементы.
Часто ученики предпочитают сразу самостоятельно решать билеты ПДД в приложениях на гаджетах. Преподаватель Оли рекомендует сначала читать учебники, а потом уже решать билеты. Но самое главное — теорию сложно понять без вождения на практике. Потому, прочитав полностью учебник ПДД, не стоит его далеко убирать. После занятий по вождению лучше начать читать еще раз.
— Когда ученик приходит первый раз, он ведь не знает, как в городе ездить. Например, даже не слышал про перекрестки или не видел пересечения и закругления. Как он может прочитать об этом и все понять? Нужно ездить. А потом еще раз прочесть книгу, вникнуть, тогда и придет понимание», — отмечает инструктор в одной из томских автошкол Евгений Кулешов.
Ученица вспоминает первые занятия по вождению на автодроме:
— Я была дико рада тому, что наконец-то села за руль. Хотя мы по автодрому ездили всего 5-10 километров в час. Вот это скорость! — шутит Ольга и продолжает: — На втором занятии инструктор сказал, чтобы я нажимала на газ и на тормоз тогда, когда он скажет. Я должна научиться чувствовать педали — разгоняться и тормозить на определенной скорости, чтобы резко не скакать».
Экзамен с первой попытки мало кто сдает
Экзамены по теории и вождению сдают в два этапа: в автошколе (внутренние) и в ГИБДД (внешние). Ольга удачно сдала внутренний экзамен по теории. Но вот внешний — только со второго раза. Говорит, что из-за невнимательности. Перед началом 20-минутного экзамена девушка не выслушала инструкцию: для подтверждения ответа на вопрос нужно нажать на пробел, прежде чем перейти к следующему.
— Теория в ГИБДД оказалась сложнее: там все строже, другие стены. Внутренний экзамен был в автошколе — родные стены. У меня огромное желание научиться ездить, но на последнем экзамене я думала психануть и все бросить. Очень расстраиваешься, хочешь сдать, выкладываешься по полной.
С 1 апреля 2021 года действует новый регламент, по которому некоторые правила сдачи экзаменов изменились. Раньше, прежде чем сдавать вождение в городе, сдавали на автодроме. Теперь же сразу сдают в городе: во время обучения в автошколах сейчас делают упор именно на город. Плюс к этому теперь будут известны только улицы и перекрестки. Инспектор на ходу составляет маршрут.
Вождение в автошколе Ольга сдала с третьего раза. В первый раз девушка не увидела знак перекрестка. Во второй — не справилась с парковкой по конусам, которых совсем не ожидала, забыла о первых занятиях на автодроме.
В учебной машине установлен микрофон и шесть камер видеонаблюдения: на рулевой колонке (для обзора панели приборов), две камеры на педалях, одна — справа, направлена на водителя, еще одна — на лобовом стекле, другая — на заднем стекле. Рядом на пассажирском сиденье теперь сидит не инструктор, а инспектор ГИБДД. В качестве безопасности в машине установлена вторая педаль тормоза со стороны инспектора, нажав на нее, он сможет предотвратить возможное ДТП.
Сдать экзамен можно в случае, если ученик набрал не больше четырех штрафных баллов. Ошибки делятся на три группы:
- грубые нарушения — 5 баллов;
- средние — 3 балла;
- мелкие нарушения — 1 балл.
Среднее нарушение: например, не включил указатель поворота. Если ты не пристегнулся, то это уже не мелкое нарушение, как раньше, а экзамен сразу не сдан. Самые распространенные ошибки среди грубых нарушений: превышение скорости (на один километр в час — уже несдача), выезд на встречную полосу, не уступил дорогу пешеходу или машине при перестроении.
По данным отчетов ГИБДД, за первые полгода в Томске проведено 13 298 экзаменов. Из них с первой попытки сданы 26 % (3 396 экзаменов). В основном не могут сдать практическую часть. Инструкторы отмечают, что ученики сильно нервничают, волнуются, ведь в реальном времени на дороге нужно быть максимально внимательным и готовым к любым задачам. Все это для того, чтобы проверить — насколько водитель умеет безопасно управлять автомобилем, находясь на дороге среди потока машин.
— Приходят люди с 20-летним стажем вождения на обмен прав и не могут сдать экзамены. Они очень волнуются, — говорит инструктор Евгений Кулешов. — Некоторые взрослые говорят, что на ГОСах так не волнуются, как на экзамене в ГИБДД. Волнение — самое губительное.
Автошкола несет ответственность за бывшего ученика после получения водительского удостоверения еще два года. В случае если за это время у ученика произошло ДТП, то в ГИБДД обязательно отмечают, в какой автошколе он обучался. В связи с этим в учреждении возможны проверки.
Сколько платим?
Чтобы пересдать экзамен, нужно еще отъездить минимум три занятия. Так изначальная сумма на обучение значительно увеличивается. Особенно, если количество попыток велико.
В томских автошколах цены такие:
- теория — 2-3 тысячи рублей (реже бесплатно);
- обучение вождению — 500-550 рублей за один час (реже 400-450 рублей).
Получается, что обучение вместе с необходимыми для сдачи экзаменов документами может обойтись 35-40 тысяч рублей.
Цена на обучение повышается, если повышается цена на топливо. Также важно учитывать стоимость техобслуживания (автопарки сейчас в основном обновленные) и ограниченной страховки. Аренда офиса и площадки автодрома тоже учитывается. Помимо этого, еще и зарплата инструкторов.
Требования к условиям обучения в автошколах становятся жестче, чтобы снизить уровень ДТП. В прошлом году в стране было зарегистрировано 145 073 ДТП, в которых 16 152 человека погибли и 183 040 пострадали. Без максимально ответственного отношения к вождению после недавно принятого регламента получить водительское удостоверение невозможно. Будьте готовы к нескольким попыткам сдачи экзаменов.
Как подготовиться к экзаменам?
Решайте билеты ПДД в процессе обучения. Раз в неделю как минимум. Перед самим экзаменом, за пару недель, нужно участить — решать через день так, чтобы уже не было ошибок.
Экзамены проходят утром, стоит выспаться и не опоздать. На всякий случай возьмите с собой ручку на экзамен по теории.
Слушайте экзаменатора. Особенно важно понять, как заполнять экзаменационный лист. Он один. На экзамене в автошколе могут простить ошибку, а в ГИБДД лист не примут.
Не идите последним в очереди. Вы даете себе слишком много времени на волнение.
Основные ошибки учеников на экзаменах:
- не пропускают пешеходов на пешеходном переходе;
- превышают допустимую скорость;
- выезжают на полосу встречного движения при повороте или развороте;
- неправильно паркуются;
- не включают указатели поворота;
- не точно выполняют задание инспектора: например, он сказал на перекрестке повернуть направо, а из-за невнимательности поворачивают налево.