22 ноября, пятница
-2°$ 100,68
Прочтений: 9096

Я за рулем! Как сдают на водительские права в Томске

Про учебу в автошколах, какие ошибки совершают ученики на экзаменах и сколько стоит обучение

Фото: Анастасия Нейзлер

Обучение в автошколе — процесс очень живой. И речь не про учеников или дорожное движение, а про сами правила обучения и сдачи экзамена, чтобы получить заветное удостоверение. Регламент все время меняется. Последнее нововведение вступило в силу в апреле 2021 года.

Просто зубрить билеты — не лучшее решение

Ольге Никитиной 23 года. Научиться водить автомобиль она хотела давно. Решила пойти в автошколу после серьезного ДТП с членами семьи. Томичка думает, что если сама будет за рулем, то сможет уберечь маму.

— Думала, буду бояться дороги. Было тяжело. Но сейчас я нормально чувствую себя за рулем, — рассказывает Ольга.

Обучение в автошколе делится на две части: теоретическую и практическую. Сначала у Оли начались занятия по теории. Они длились 130 часов: два занятия в неделю по два часа. Из-за пандемии некоторые автошколы перешли на дистанционное обучение теории, но у Оли были групповые занятия в автошколе. Инструкторы отмечают, что все-таки на групповых занятиях ученики лучше усваивают материал, чем в интернете: есть возможность переспросить у преподавателя, вместе разобрать какие-то непонятные элементы.

Часто ученики предпочитают сразу самостоятельно решать билеты ПДД в приложениях на гаджетах. Преподаватель Оли рекомендует сначала читать учебники, а потом уже решать билеты. Но самое главное — теорию сложно понять без вождения на практике. Потому, прочитав полностью учебник ПДД, не стоит его далеко убирать. После занятий по вождению лучше начать читать еще раз.

— Когда ученик приходит первый раз, он ведь не знает, как в городе ездить. Например, даже не слышал про перекрестки или не видел пересечения и закругления. Как он может прочитать об этом и все понять? Нужно ездить. А потом еще раз прочесть книгу, вникнуть, тогда и придет понимание», — отмечает инструктор в одной из томских автошкол Евгений Кулешов.

В первую неделю обучения с Ольгой связался ее инструктор, и они договорились о практическом занятии. Вождение длится два часа. Первые три занятия проходят на автоматической коробке передач. Затем приходит время определиться — на какой коробке передач учиться ездить и сдавать экзамен. Управлять машиной на механической сложнее, поэтому Ольга, не долго думая, выбрала автоматическую. Боится во время экзамена не справиться со сцеплением, ведь тогда сразу несдача.

Ученица вспоминает первые занятия по вождению на автодроме:

— Я была дико рада тому, что наконец-то села за руль. Хотя мы по автодрому ездили всего 5-10 километров в час. Вот это скорость! — шутит Ольга и продолжает: — На втором занятии инструктор сказал, чтобы я нажимала на газ и на тормоз тогда, когда он скажет. Я должна научиться чувствовать педали — разгоняться и тормозить на определенной скорости, чтобы резко не скакать».

Экзамен с первой попытки мало кто сдает

Экзамены по теории и вождению сдают в два этапа: в автошколе (внутренние) и в ГИБДД (внешние). Ольга удачно сдала внутренний экзамен по теории. Но вот внешний — только со второго раза. Говорит, что из-за невнимательности. Перед началом 20-минутного экзамена девушка не выслушала инструкцию: для подтверждения ответа на вопрос нужно нажать на пробел, прежде чем перейти к следующему.

— Теория в ГИБДД оказалась сложнее: там все строже, другие стены. Внутренний экзамен был в автошколе — родные стены. У меня огромное желание научиться ездить, но на последнем экзамене я думала психануть и все бросить. Очень расстраиваешься, хочешь сдать, выкладываешься по полной.

С 1 апреля 2021 года действует новый регламент, по которому некоторые правила сдачи экзаменов изменились. Раньше, прежде чем сдавать вождение в городе, сдавали на автодроме. Теперь же сразу сдают в городе: во время обучения в автошколах сейчас делают упор именно на город. Плюс к этому теперь будут известны только улицы и перекрестки. Инспектор на ходу составляет маршрут.

Вождение в автошколе Ольга сдала с третьего раза. В первый раз девушка не увидела знак перекрестка. Во второй — не справилась с парковкой по конусам, которых совсем не ожидала, забыла о первых занятиях на автодроме.

— Нужно понимать, что может быть все вообще. Если автодром отменили, то это не значит, что его элементов не будет на сдаче. Если ребята из группы ездили по определенному маршруту, это не значит, что и ты так поедешь. Самое сложное — на Иркутском тракте. Поток, машины сигналят тебе, когда ты находишься на кольце. Нужно быстро реагировать в моменте, — говорит томичка.

В учебной машине установлен микрофон и шесть камер видеонаблюдения: на рулевой колонке (для обзора панели приборов), две камеры на педалях, одна — справа, направлена на водителя, еще одна — на лобовом стекле, другая — на заднем стекле. Рядом на пассажирском сиденье теперь сидит не инструктор, а инспектор ГИБДД. В качестве безопасности в машине установлена вторая педаль тормоза со стороны инспектора, нажав на нее, он сможет предотвратить возможное ДТП.

Сдать экзамен можно в случае, если ученик набрал не больше четырех штрафных баллов. Ошибки делятся на три группы:

  • грубые нарушения — 5 баллов;
  • средние — 3 балла;
  • мелкие нарушения — 1 балл.

Среднее нарушение: например, не включил указатель поворота. Если ты не пристегнулся, то это уже не мелкое нарушение, как раньше, а экзамен сразу не сдан. Самые распространенные ошибки среди грубых нарушений: превышение скорости (на один километр в час — уже несдача), выезд на встречную полосу, не уступил дорогу пешеходу или машине при перестроении.

По данным отчетов ГИБДД, за первые полгода в Томске проведено 13 298 экзаменов. Из них с первой попытки сданы 26 % (3 396 экзаменов). В основном не могут сдать практическую часть. Инструкторы отмечают, что ученики сильно нервничают, волнуются, ведь в реальном времени на дороге нужно быть максимально внимательным и готовым к любым задачам. Все это для того, чтобы проверить — насколько водитель умеет безопасно управлять автомобилем, находясь на дороге среди потока машин.

— Приходят люди с 20-летним стажем вождения на обмен прав и не могут сдать экзамены. Они очень волнуются, — говорит инструктор Евгений Кулешов. — Некоторые взрослые говорят, что на ГОСах так не волнуются, как на экзамене в ГИБДД. Волнение — самое губительное.

Автошкола несет ответственность за бывшего ученика после получения водительского удостоверения еще два года. В случае если за это время у ученика произошло ДТП, то в ГИБДД обязательно отмечают, в какой автошколе он обучался. В связи с этим в учреждении возможны проверки.

Сколько платим?

Чтобы пересдать экзамен, нужно еще отъездить минимум три занятия. Так изначальная сумма на обучение значительно увеличивается. Особенно, если количество попыток велико.

В томских автошколах цены такие:

  • теория — 2-3 тысячи рублей (реже бесплатно);
  • обучение вождению — 500-550 рублей за один час (реже 400-450 рублей).

Получается, что обучение вместе с необходимыми для сдачи экзаменов документами может обойтись 35-40 тысяч рублей.

Цена на обучение повышается, если повышается цена на топливо. Также важно учитывать стоимость техобслуживания (автопарки сейчас в основном обновленные) и ограниченной страховки. Аренда офиса и площадки автодрома тоже учитывается. Помимо этого, еще и зарплата инструкторов.

Вспомним другие причины, которые могут влиять на стоимость обучения. В 2015 году, по данным Росстата, стоимость по стране резко поднялась на 10 тысяч рублей — до 30 тысяч рублей в среднем. Это произошло из-за реформы автошкол 2014 года. Многие учреждения закрылись, потому что не смогли соответствовать новым требованиям регламента. Оставшимся на рынке автошколам, которые смогли играть по новым правилам, нужно было компенсировать затраты, потому они подняли цены на обучение.

Требования к условиям обучения в автошколах становятся жестче, чтобы снизить уровень ДТП. В прошлом году в стране было зарегистрировано 145 073 ДТП, в которых 16 152 человека погибли и 183 040 пострадали. Без максимально ответственного отношения к вождению после недавно принятого регламента получить водительское удостоверение невозможно. Будьте готовы к нескольким попыткам сдачи экзаменов.

Как подготовиться к экзаменам?

Решайте билеты ПДД в процессе обучения. Раз в неделю как минимум. Перед самим экзаменом, за пару недель, нужно участить — решать через день так, чтобы уже не было ошибок.

Экзамены проходят утром, стоит выспаться и не опоздать. На всякий случай возьмите с собой ручку на экзамен по теории.

Слушайте экзаменатора. Особенно важно понять, как заполнять экзаменационный лист. Он один. На экзамене в автошколе могут простить ошибку, а в ГИБДД лист не примут.

Не идите последним в очереди. Вы даете себе слишком много времени на волнение.

Основные ошибки учеников на экзаменах:

  • не пропускают пешеходов на пешеходном переходе;
  • превышают допустимую скорость;
  • выезжают на полосу встречного движения при повороте или развороте;
  • неправильно паркуются;
  • не включают указатели поворота;
  • не точно выполняют задание инспектора: например, он сказал на перекрестке повернуть направо, а из-за невнимательности поворачивают налево.